Предыдущая Следующая

Каково будущее фортепиано? Неужели наш век — время новейших технологий и более совершенных взглядов на природу вещей и природных явлении — не привнесет ничего нового в фортепианное искусство? Думается, что уже в ближайшее десятилетие всех нас ждут большие сюрпризы, связанные с коренными изменениями принципов звукоизвлечения...

16. На третий день, при наступлении утра, б! громы и молнии, и густое облако над горою Синайкого и трубный звук весьма сильный; и вострепетал народ бывший в стане.

19. И звук трубный становился все сильнее и с иль нее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом.

Основы звукоизвлечения

Еще в глубокой древности люди знали, что если подуть в раковину, она издает музыкальный звук — звук определенной высоты. Наверное, первыми это свойство морских раковин обнаружили рыбаки. Но и у охотников тоже нашелся похожий музыкальный инструмент — рог животного. В зависимой от величины каждый рог издавал один определенный звук. Рога можно подобрать так, чтобы получились все звуки, нужные для исполнения музыки. Впоследствии «рога» стали изготовлять в виде специальных конструкций из металла, дерева и современных пластмасс.

Что именно звучит, то есть колеблется в трубе, ведь никаких струн нет. У духовых инструментов звучащим телом является воздушный столб, имеющий небольшой диаметр и значительную длину, который приводится в колебательное движение при помощи та или иного возбудителя. Возбудитель колеблется под воздействием струи во духа, подаваемой извне с регулируемыми в нужных пропорциях давлением модуляцией. В результате в трубке образуются поочередные сжатия и разряжения воздуха, порождающие звуковые волны. Таким образом, трубку духового инструмента можно рассматривать как резонансный акустический усилитель, перестраиваемый на необходимые в текущий момент частоты.

Сравнение со струной

Если приравнять высоту столба к длине струны, то модели их колебании можно будет рассматривать как сходные. Высоту звучания струны можно изменять, регулируя ее натяжение и длину звучащего участка. В воздушном столбе происходит нечто похожее — частота его колебаний зависит от диаметра и высоты ограничивающей поверхности. При этом воздушный столб, как и струна, колеблется как целиком, так и частями, порождая обертоновые частоты.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz