Предыдущая Следующая

Для литературно-драматических произведений тоже важно, чтобы главные события разворачивались в центре панорамы. Боковые зоны желательно отводить лишь вспомогательным ролям. При этом динамические эффекты, движения, зоны второго плана должны быть строго сбалансированы и уравновешены. Грамотно выполненная стереозапись художественных произведений с использованием речи актеров способна в значительной степени расширить творческие рамки. Так, при записи одноканальных фонограмм необходимо выполнять железное правило — одновременно может говорить только один человек, роль собеседника одна — слушать; даже уровень среднечастотных фоновых шумов во время звучания речи должен быть минимален. В противном случае слоговая и словесная разборчивость речи неприемлемо уменьшается. Стереофония же допускает одновременный диалог двух человек. Но все равно следует учитывать, что слушатель заостряет свое внимание лишь на одном источнике звука, другие оказывают меньшее мешающие влияние, нежели в монофоническом варианте. В редких случаях можно допустить вариант, когда одновременно говорят несколько равнозначных героев, и слушателю предоставляется право выбирать, кого именно слушать в данный момент.

Стандартная ширина стереофонической картины составляет 60°. Более Широкая статическая звуковая панорама способна со временем вызывать раздражение. Применять сверхбазу в углах до 180° следует крайне осторожно и только на короткое время. Выходить за пределы полукруга даже ради потрясающих спецэффектов нецелесообразно. Никаких чувств, кроме досады, это у слушателя не вызовет.

Пещерный человек учился рисовать.

Не находя в изяществе резона,

Тяжелым камнем начал выбивать

Фигуру угловатого бизона.

И, страшной тайной творчества влеком,

Он чувствовал — назад уж нет возврата.

Когда он первобытным кулаком

Стирал слезу светло и виновато.

Евгений Винокура.

«Творчество», 1957г

Каким образом от теории стереофонии перейти к ежедневной практике, да так, чтобы быстро, удобно, грамотно, с гарантией результата? Справедлив считается, что технологии «фотографического» переноса живого исполнение в фонограмму не существует в принципе. По этой причине звукорежиссер вынужден вторгаться в творческий процесс, воссоздавая музыкальный баланс практически заново. Несмотря на эту аксиому, в данной главе на суд читателей предлагается авторский вариант именно фотографической технологии простой по своей сути и не требующей каких-либо серьезных знаний в области музыкальной теории. Она создана на бумаге, но проверена на практике условиях одной конкретной студии. Объем студии — 1860 метров кубических время реверберации от 1,0 секунды на НЧ до 1,4 секунды на СЧ (частотна характеристика реверберации стандартно линейная с легким подъемом на высоких частотах для «просветления» звука); ярко выраженных резонансы частот нет; относительный радиус начала гулкости на примере акустической колонки без фазоинвертора — 3 метра.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz