Предыдущая Следующая

Перспективные форматы записи и воспроизведения объемного звука

Способность человека локализовывать виртуальные источники звука, созданные парой каналов, вносящих определенную тембральную коррекцию, Различную в обоих каналах, не дает покоя многочисленной армии современных аудиоинженеров.

Так, технология QSound действует посредством изменения амплитуды сигнала на определенных частотах, согласованного с внесением фазовых и временных сдвигов. Она позволяет раздвигать виртуальную панораму до 180° при стандартном для стереофонии размещении громкоговорителей. На базе технологии QSound созданы аппаратное устройство QSystem, позволяющее проивзодить статическое позиционирование или динамическое перемещение до восьми входных каналов. Элементы QSound применяются в работе процессора UltraQ, в некоторых звуковых платах производства Creative Labs. Кроме того, существуют подключаемые модули стандарта DirectX, работающие, например, в программе Sound Forge в среде Windows. Технология QSound при менялась при записи таких исполнителей, как Madonna, Sting, INXS, Julian Lennon, Roger Waters, также она использовалась в некоторых телевизионных фильмах, например, в сериале «XFiles».

Те же подходы, что и QSound применяются и в технологии Roland Soundl Space (Roland RSS), которая дополнительно использует функцию трансаурального преобразования. Полнофункциональное RSS-устройство, обладая высокой стоимостью, обеспечивает расположение звуков во всей сфере. Менее дорогой вариант представлен в виде процессора RSS 10. Технология RSS также присутствует в некоторых процессорах фирмы Roland, в частности SDE 330, SRV 330 и SDX 330.

Еще дальше продвинулись англичане, приступив в 1970 г. к созданию технологии Ambisonics. Она позволяет производить запись от трех до шести и более каналов и имитировать круговую или, соответственно, сферическую панораму. Существует матричная система UHJ, предоставляющая возможность перекодирования фонограмм, выполненных в многоканальном Ambisonics формате, в два канала. Результат кодирования совместим со стерео и монофоническим воспроизведением, при воспроизведении без декодера лишь слегка расширяется звуковое поле. Наряду с записью по технологии Ambisonics, существуют также системы микширования уже записанного двух или многоканального материала. На данный момент выпущено более шестисот компакт-дисков (в основном с классической музыкой), записанных по технологии Ambisonics.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz