Предыдущая Следующая

На требованиях композиторов и дирижеров к громкости литавр следует остановиться особо — зачастую они выпадают из правил традиционного музыкального баланса. Так, например, Глинка всегда требовал, чтобы первые звуки литавр и труб были выполнены «с наивозможнейшею силою», и, приказывая ударнику изо всей силы исполнять свои ноты, приговаривал: «Пусть порвутся литавры, пусть! Я заплачу, только играйте, как мне тут нужно!».

Большой барабан

Современный большой оркестровый барабан (ит. gran casso, фр. grosse caisse, нем. grobe Trommel, англ. bass drum) существует в двух разновидностях. Одна из них — двухсторонняя, принята в военных и джазовых оркестрах. Другая — односторонняя, используется во всех симфонических оркестрах, за исключением Америки.

Считается, что звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» — одной линейке, на которой отмечен только ритм. Увы, для односторонних барабанов старых конструкций может быть характерна определенная и весьма устойчивая стройность. Современным мастерам, заново рассчитавшим пропорции инструмента, удалось избавиться от этого неприятного изъяна.

Самое существенное отличие большого барабана, помимо его размера, заключается в том, что он не имеет струн под кожей и звук из него извлекаете, не палочкой, а большой колотушкой. Колотушка большого барабана состоит из деревянной рукоятки с большим обтянутым войлоком шарообразным наконечником. Такая колотушка пригодна для отдельных ударов внушительной мощности, но для более сложных ритмических рисунков применяется кола тушка с двумя наконечниками, из которых один больше, а другой поменьше. При игре на большом барабане в редких случаях могут использоваться разно, калиберные палочки или метелочки, создающие специфическое звучание. Так, современная школа предполагает исполнение дроби или tremolo палочками от литавр.

Одиночные удары, как правило, приходятся на самую середину кожи большого барабана. Сильные доли такта обычно воспроизводятся ударом колотушки сверху вниз, а слабые, наоборот, — снизу вверх. При исполнении ускоренной последовательности ударов такой способ исполнения заменяется другим. Исполнитель не отводит колотушку ни вверх, ни вниз, а бьет по коже под прямым углом к ее плоскости. Звук от такого удара получается немного суше и острее, но с чрезмерной продолжительностью звучания кожи. Для устранения этого дефекта применяется «сурдина», организуемая мгновенным наложением всех пальцев левой руки.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz