Предыдущая Следующая

Параллельно с клавикордом появился и совершенствовался другой, похожий на него инструмент, который в большинстве стран назывался клавесином. В отличие 0т клавикорда, струны клавесина были разной длины и это определило его характерную форму, которая потом перешла к роялю. Позднее клавесин приобрел самостоятельные ножки; на нем стали играть сидя.

Звук на клавесине извлекался не ударом, а шипком. Щипковая механика основана на следующем принципе. На задний конец клавиши свободно опирается деревянная планка — «прыгун», вблизи верхнего конца которой укреплен плектор — кусочек кожи или вороньего пера. При нажатии на клавишу планка подпрыгивает вверх, и перо щиплет струну. В исходное положение «прыгун» возвращается после полного отпускания клавиши под действием силы тяжести, после чего на звучащую струну опускается глушитель.

Звук клавесина стал сильнее, чем у клавикорда, но получался менее выразительным и красивым. Исполнитель не мог влиять на его качество, как при игре на клавикорде. С какой бы силой ни ударяли по клавишам — делали это резко или мягко, — ничего не изменялось. Чтобы как-то разнообразить звучание, мастера придумывали различные приспособления. Так, делались инструменты с несколькими клавиатурами, отличающимися друг от друга степенью громкости звука. Количество клавиатур в клавесинах доходило до трех, а регистров, обеспечивающих тембровое и динамическое разнообразие — до 11 вариантов. Наконец, у напольного варианта появилась педаль — рычаг, который нужно нажимать ногой. При ее помощи можно было обеспечить внезапное ослабление звука.

Кпавесин перестал быть исключительно домашним инструментом. Он включался в различные ансамбли, даже в оркестр, где на нем исполняли партию сопровождения; за клавесином сидел дирижер, левой рукой он играл аккорды, а правой — руководил оркестром. Значительную роль клавесин получил и в качестве сольного инструмента.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz