Предыдущая Следующая

Кроме субъективных причин у качества настройки имеются и объектные. Фортепиано настраиваются в равномерно-темперированном строе, ч создает ряд проблем с настройкой интервалов. О причинах их возникновения рассказано выше в главе 5. Коротко суть вопроса можно изложить так: настроить чисто все интервалы невозможно, большая чистота одних интервалов может быть достигнута лишь за счет меньшей чистоты других. Кроме принципиальной несимметрии, заложенной в строе, у всех струнных инструментов имеется и иная проблема, упоминавшаяся выше. Теоретическая модель заложенная в основу равномерно-темперированного строя, предполагай одно, но очень важное упрощение, считается, что струна имеет бесконечную длину. Поскольку длина реальной струны ограничена, то она, кроме основного тона, создает высокие обертоны, имеющие слегка негармонический характер. Чем короче струна, тем более ярко выражено описываемое явление.

Для настройки фортепиано предложено немало технологий. Одна из ни заключается в следующем. Следует добиваться равномерной темперации равными биениями в больших секстах и больших терциях (квинтсекст малого вводного септаккорда). Для этого полутоновой фактор нужно приравняв значению 1,059553334 (корень 12 степени из 2,002044, где 2,002044 — рекомендуемый октавный коэффициент). Напомним, что для стандартной равно мерной темперации полутоновый фактор равен 1,059463094, октавный коэффициент — 2,0. В результате при ля, равной по камертону 440 Гц, нижнее малой октавы составит 219,8 Гц, то есть останется в зоне восприятия октавы как чистого интервала.

И еще одно любопытное обстоятельство, которое существенно осложняет настройку музыкальных инструментов, в том числе и рояля: в первые две секунды после нажатия на клавишу фортепиано, например, ля первой октавы, наблюдаются колебания основного тона. Для указанной ноты, имеющей частоту 440 Гц, вибрация составит ±45 Гц (или 183 цента).


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz