Предыдущая Следующая

•          строй медных духовых зависит от температуры окружающего воздуха. Разогретый инструмент звучит несколько выше холодного. Подстройка^ возможная для ряда инструментов за счет выдвижения кронов, распространяется, увы, не на весь звукоряд.

Электрифицированное будущее?

Возможности исполнителя по возбуждению колебаний в духовых инструментах не бесконечны. Кроме творчества это еще и тяжелый труд. Заменить человека на данном этапе или хотя бы помочь ему долгое время не уставать ранее считалось теоретически невозможным. Тем не менее, современные японские роботы уже в состоянии освоить игру на многих духовых инструментах. Пока ли опыты рассматриваются как технические курьезы, но уже ясно, что существует реальная возможность зарождения совершенно нового класса духовых инструментов с электромеханическим возбуждением звука. В чем-то они будут явно уступать «живым» инструментам, но за счет управляемой, но неограниченной мощности воздушного потока появятся возможности разрешения многих проблем звукоизвлечения.

И словно плот органных бревен

 Тая дыхание, поплыл

Со всем, что было, вровень, вровень,!

Все вспоминая, что любил...

Именно этот эпиграф из сборника любимых цитат выбран не случайно. Традиционно слушатели относятся к органу (ит. organo, фр. orgue, нем. Orgel, англ organ) как грандиозному и божественному инструменту. Создать аналогичное впечатление средствами стереофонической фонограммы не удается. В принципе, акустическое отношение диффузной составляющей к прямому звуку с помощью различных приемов удается довести до классических значений, равных 10... 15 единиц, — это не Проблема. Создать модель, в определенной степени имитирующую акустику классического костела также представляется возможным, причем, как на базе записи естественных реверберационных отзвуков, так и с помощью современных электронных процессоров реверберации. Но, к сожалению, никакая имитация акустики средствами двухканальной стереофонии не способна передать одну очень важную особенность концертного зала, специально предназначенного для органа. Слушатель, находясь в любой точке такого помещения, не способен определить, с какого направления приходит звук. Мощное, в том числе низкочастотное, звучание органа окружает, пленяет, ведет за собой. Если выйти за пределы помещения и слушать инструмент через широко раскрытые двери, впечатление соучастника музыкального действа исчезает. Аналогичное восприятие — слушателя со стороны — создает стереофония. К тому же редкая стереосистема позволяет воспроизводить низкие частоты, которые у больших органов начинаются практически с 16 Гц. По этой причине фиксацию органных произведений средствами двухканальных систем целесообразнее отражать в несколько иной, более камерной трактовке, нежели в той, которую задумал автор и воплотил исполнитель. Интерпретация, приближенная к слушателю, позволит создать. У него более яркое эмоциональное впечатление, нежели откровенно неудавшаяся попытка подчеркнуть масштабность и пафос авторского творения. К тому же, произведения, написанные ранее середины XVIII в., создавались авторами с учетом реалий того времени, когда больших инструментов не существовало. Например, на Руси до XVI столетия словом «варган» называли военные музыкальные инструменты типа небольших переносных органов-портативов. Портативом (от лат. portatum — переносный) назывался маленький переносный орган, который исполнитель держал на колене или вешал на перевязи через плечо. Как правило, портатив был снабжен одним мехом, приводившимся в действие левой рукой играющего, в то время как правая перебирала клавиши на клавиатуре.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz