Предыдущая Следующая

В отличие от старинных скрипок, возраст органа не является его достоинством; чем современнее орган, чем больше достижений теоретической и практической акустики, отработанных, в том числе, и на обычных духовых инструментах, в него заложено, тем больше у него возможностей, тем богаче тембральные краски его регистров, тем больше, наконец, самих регистров.

Принципиально важным для большинства органных произведений является вопрос регулировки громкости звучания. «Этот монстр не дышит», — говорил Стравинский об органе. Изначальная интенсивность звука задается с помощью настройки стабилизатора давления воздуха в системе. Но имеется и возможность ее оперативной ступенчатой регулировки. При исполнении crescendo музыкант может левой ногой вращать валик, что вызовет подключение новых регистров с суммированием их громкости. На количество работающих в данный момент регистров указывает стрелка на пульте органа. Некоторые конструкции инструментов предполагают возможность плавного регулирования мощности звука. Часть регистров располагается за неким подобием акустического жалюзи, угол открытия которого регулируется специальной педалью, расположенной под правой ногой исполнителя. В целом, в подавляющем большинстве случаев динамический диапазон величайшего из духовых инструментов не превышает 35...40 дБ.

Диаграмма направленности прямых звуков органа имеет достаточно сложный характер. Основная энергия звука излучается в потолок, но многие обертоны имеют также и горизонтальную ориентацию. Установление звука происходит в два этапа: сначала в трубе инструмента, затем в зале. Для органа характерна мягкая атака прямого звука, различная для разных тонов и Достигающая 300 миллисекунд. Процесс установления звука в помещении имеет одну важную отличительную особенность. Орган способен излучать Мощные стационарные звуки низкой частоты, что способствует возникновению стоячих волн, образующих провалы и пучности амплитуды этих частот в некоторых точках зала. Не менее важен и интересен завершающий участок Реверберации. Интенсивность отраженных звуков в любой точке концертного зала в 8... 16 раз выше прямого звука, излучаемого трубами. Исключения составляют лишь зоны, расположенные вблизи переднего фронта труб, где более отчетливо слышно звучание лабиального характера, и техническое пространство за органом, где допускается наличие значительных механических шумов, излучаемых электрической пневмо-системой. Из-за принципиально большого акустического отношения особенности обработки поверхностей (стен, потолков, мебели) концертного зала в огромной степени влияют на окраску звука. Именно по этой причине проектировщики стараются избегать  мягких кресел, гасящих верхние частоты реверберации. Профессионалами замечен и другой неоспоримый факт: орган нужно записывать в пустом, без зрителей, зале. И не шумы шоколадных оберток с мобильными телефонами в придачу тому виной — наличие большого числа зрителей способно в значительной степени изменить акустическую атмосферу помещения.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz