Предыдущая Следующая

Самую древнюю арфу археологи нашли при раскопках шумерского город Ура в Месопотамии — она была изготовлена четыре с половиной тысячи лет назад, в XXVI в. до н. э.! Арфу любили в древнем Египте, в Финикии и Ассирии, в древней Греции и Риме.

В средние века арфа стала аристократическим инструментом:

На арфе играет лишь тот,

кто свободен и знатен.

Она никогда не звучит под рукою раба...

(Из средневековой поэзии)

Позднее арфа проникла во все слои общества, но в XIX в. чаще всего ee можно было встретить в аристократических салонах, в дворянских гостиных. Арфу богато украшали, играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли ее поэты, восхищаясь нежными, переливающимися звуками. Считали, что благовоспитанная девица из порядочного общества должна уметь играть на ней. У JI. Н. Толстого в «Войне и мире» есть сцена игры на арфе Наташи Ростовой.

Современный вариант педальной арфы был предложен французом С. Эра ром в 180г. Об этом легендарном инструменте можно прочитать много занимательных историй. Интересно и то, как она создавалась, и то, какие мастера приняли участие в ее судьбе, и сколь изобретательны были эти конструкторы. Но, к сожалению, большинство современных инструментов противоречат глянцевым описаниям. Как говорил по аналогичному поводу известный философ М. Жванецкий: «Если внешний вид еды еще можно восстановить по фотографиям, то вкус, увы, только через художественную литературу».

Арфа должна издавать нежный легкий звук, характер которого может изменяться в зависимости от того места, где перебирают струны. В середине струны звучание получается очень чистым, ближе к краям появляются яркие, звенящие оттенки. Почти для всех струн имеется возможность применения особого приема: звук извлекается с помощью большого и указательного пальца, при этом локоть, слегка касаясь середины струны, гасит звучание основного тона, оставляя нетронутыми верхние обертоны.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz