Предыдущая Следующая

Роберт Шуман. «Жизненные правила для музыкантов», 1850г.

Даже при записи внутренне сбалансированных коллективов звукорежиссер все равно вынужден решать проблему музыкального баланса. К сожалению прямолинейно скопировать звуковую картину со всеми присущими ей характеристиками и особенностями невозможно, и перед звукорежиссером возникает сложнейшая задача: за очень короткий промежуток времени пройти весь тот путь осмысления музыкального произведения, который уже был пройден исполнительским коллективом. К тому же звукорежиссер обязан изобразить, исходный музыкальный баланс в совершенно новом виде — в образе стереофонической фонограммы.

Не претендуя на развернутый анализ проблемы музыкального баланса, достойный подробного рассмотрения в процессе обучения дирижеров, остановимся на самых существенных моментах.

К числу внутренне сбалансированных коллективов можно отнести: многие камерные дуэты, трио, квартеты и так далее, камерный, симфонический, духовой, народных инструментов, оркестры, хоры. Кроме коллективов, музицирующих на принципах внутреннего баланса, существуют и иные объединения исполнителей, для которых сочетание динамических диапазонов инструментов не является самоцелью, а, зачастую, оно и вовсе невозможно. Несбалансированными можно считать нетрадиционные камерные «товарищества» из инструментов, обладающих совершенно разной фактурой и динамическим диапазоном, которые могут гармонично сосуществовать лишь после определенной электронной обработки. Типичными примерами несбалансированных коллективов могут служить дуэт фортепиано-гитара, джазбэнд, ансамбли с участием электронных инструментов.

Задача создания музыкального баланса изначально лежит на плечах композитора. Он должен знать достоинства и недостатки инструментов, их потенциальные возможности, способность создавать «гармоничные союзы» с другими участниками ансамбля. Последующая дирижерская и исполнительская трактовка призвана внести лишь некоторые, не столь принципиальные изменения в авторский замысел. Кроме инструментоведения, в своем творчестве композиторы опираются на сложнейшую музыкальную теорию. Вот некоторые опорные точки этой науки: понятия музыкальной фактуры, музыкальных складов и другие.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz