Предыдущая Следующая

При исполнении гомофонных произведений расстановка хора изменяется так, как показано на рис. 30.3, либо применяется более сложная смешанная расстановка исполнителей. Как правило, солирует и ведет мелодию группы сопрано, однако выделять ее или других, задавая определенное направленное или эшелонирование в глубину, принципиально не следует. Задача звукорежиссера заключается в сохранении общего баланса и изображении единного коллектива во всю ширину третьего или четвертого фронта по удаленности от слушателей.

В ряде случаев предварительный анализ партитуры может показать, что полифоническая стереофония с разделением на четыре группы, ни гомофония (одна группа) не соответствуют поставленной задаче. В таких случаях следует искать индивидуальное решение. Например, организовать два направления       15° для сопрано и теноров, и +15° — для альтов и басов (рис. 30.4).

Запись современной электронной музыки

Многие современные музыкальные произведения основаны на четком, практически по метроному, ритме. В этих случаях, а также, когда имеете ограниченное число фрагментов ad libitum, исполнителям целесообразна предложить поочередную запись отдельных партий на многоканальный магнитофон либо мультитрековый компьютер, на котором удобно корректировать ритмические ошибки и монтировать основные отрезки фонограммы с фрагментами ad libitum. Как показывает практика, если композитор остановил свой выбор на жестко фиксированном ритме, он обязательно совершит и другую ошибку — большинство партий поручит не «живым», а электронным инструментам. Другими словами — переложит ответственность за создание музыкального баланса на аранжировщика и звукорежиссера.

Запись ансамблей, исполняющих современную акустическую музыку

В настоящее время можно уверенно констатировать, что значительная часть слушателей устала от однообразия ритмов и ограниченности выразительных возможностей электронных синтезаторов. В моде «живой» звук. Для того чтобы сохранить соответствующую творческую атмосферу, акустические коллективы, в том числе джазовые, лучше всего записывать почти в полном составе, За исключением некоторых второстепенных партий. Поскольку подобного Рода объединения музыкальных инструментов в принципе не могут быть внутренне сбалансированными, задача балансировки целиком ложится плечи звукорежиссера. Учитывая необходимость одновременной записи инструментов, имеющих совершенно разные динамические диапазоны, каждого исполнителя желательно максимально акустически изолировать от коллектива организовав контроль через систему наушников. Самый эффективный вариант акустического разделения — выделить каждому исполнителю небольшую персональную кабину — стоит немалых денег, ибо каждая министудия должна быть грамотно акустически обработана. Более дешевый вариант — применение передвижных щитов — оказывается не очень неэффективным, особенно в низкочастотной части звукового диапазона. На средних частотах коэффициент звукоизоляции от прямых звуковых лучей для кабин составляет 20..           .30 дБ, для щитов — максимум 12 дБ. Кроме того, относительно невысокие панели акустической защиты хорошо работают лишь в очень боль студиях, когда их удается разместить в пределах радиуса гулкости.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz