Предыдущая Следующая

Направления на инструменты традиционно распределяются следующим образом: трубы в середине; саксофон и тромбон слева и справа соответственно — оба инструмента имеют примерно одинаковый строй, поэтому хорошо балансируют друг друга; ритмическая группа в отдельном фронте от 15 до +15°, при этом нужно организовать три раздельные зоны: бас, ударные, гитара.

...Маэстро, точь-в-точь как матадор, ловко всаживающий шпагу в загривок быка, вонзил дирижерскую пало в последнюю стену звука и подался вперед, поникшие словно его ударило тугой волной воздуха. Когда Маэстро выпрямился, весь зал стоял, и я, разумеется, тоже, а пространство стало стеклом, в которое целым лесом острых копий вонзались аплодисменты и крики, превращая его невыносимо грубую, взбухшую и исполненную, тем не менее, особым величием массу, которая была сродни чему-то похожему на стадо бегущих буйволов.

Хулио Кортасар. «Менад

История оркестра

Слово «оркестр» возникло в Греции задолго до нашей эры. Глагол «орхео» означает «танцую», а орхестрой (orchestra) греки называли полукруглую площадку театра, на которой пел свои партии хор — непременный участник каждой трагедии и комедии.

На исходе средневековья в Италии сделали попытку возродить античную драму. Чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, музыканты располагались в специальном углублении между партером и сценой. Вначале «оркестром» стали называть именно это место, а затем уже — и самих исполнителей.

Высшей формой оркестра является симфонический оркестр, в состав которого входят струнные, деревянные и медные духовые, ударные инструменты, а также отдельные инструменты без группы. Менее распространены оркестры однородного состава — струнные, духовые. Среди оркестров можно выделить и иные формы: военный (как правило духовой, но с расширенным й смешанным составом), эстрадный, народных инструментов.

Симфонический оркестр

Если в ансамбле каждая партия исполняется одним музыкантом, для оркестра характерно исполнение хотя бы некоторых партий несколькими однотипными инструментами в унисон. Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60—120 (и даже больше) человек. Без жесткой дисциплины, устанавливаемой дирижером, такой коллектив существовать не может. До начала XIX в. дирижер во время выступления сам играл на каком-нибудь инструменте, например, на скрипке. Однако со временем содержание симфонической музыки усложнилось, этот факт вынудил дирижеров сосредоточиться на осмыслении музыкального материала и управлении оркестром.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz