Предыдущая Следующая

Помимо этого, отдельные инструменты и их группы могут принимать на себя ведущую роль или, наоборот, выполнять роль фона или аккомпанемента. Здесь возможно неограниченное количество сочетаний. Скрипки в мелодии превосходно сочетаются с другими струнными, с флейтами, кларнетами и гобоями. Деревянные тоже хорошо соединяются между собой. Фаготы нередко удваивают мелодию виолончелей и валторн. Медные инструменты с очень сильным звуком, такие как труба и тромбон, естественно, находятся в этом смысле на особом положении, потому что им легко подавить своих партнеров. Но трубу, когда требуется громкая звучность темы, хорошо удваивает кларнет, гобой и другие деревянные.

Теперь рассмотрим роль отдельных групп оркестра.

Струнная группа

Струнная группа является подлинным фундаментом симфонического оркестра. «Благородство, мягкость, теплота тембра и ровность звучности... смычковой группы... составляет одно из главных преимуществ ее перед другими оркестровыми группами» — так говорит о ней Римский-Корсаков — «...как представительница выразительности на первом месте стоит смычковая группа». Струнные должны выступать большой, плотной массой для того, чтобы уравновесить звонкие и сильные голоса духовых инструментов. По этой причине струнных инструментов в оркестре много — обычно их количество составляет две трети от общего числа исполнителей, занятых в оркестре. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых — от восьми до шестнадцати, альтов — от шести до четырнадцати, виолончелей — от шести до двенадцати, контрабасов — от четырех до восьми. Из-за широкого диапазона направленности звучания струнные всегда располагаются ближе всех остальных групп к дирижеру и слушателям.

Распределение струнных в группе напоминает расположение голосов в хоре: скрипка играет роль сопрано, причем деление на первые и вторые аналогично разделению сопрано в хоре, первые обычно «ведут», выполняя наиболее важные задачи, затем идет альт, виолончель соответствует тенорам, контрабасы — басам. Некоторые композиторы используют прием разделения группы скрипок на несколько партий. Такой прием называется divisi и применяется не только к скрипкам, но и к другим струнным смычковым инструментам. Следует отметить, что все голоса струнной группы оказываются примерно в равных условиях и обычно представляются голосами почти равной силы. Это обстоятельство не мешает, тем не менее, первым скрипкам сохранять за собою преобладающее значение, которое, вследствие гармонического положения их в оркестре, количества и «тона», заставляет слышать их сильнее остальных. Вторые скрипки и альты, за исключением отдельных случаев изложения, обычно исполняют средние голоса, звучащие несколько слабее, и только виолончели и контрабасы, исполняющие по преимуществу нижний голос гармонии в двух октавах, слышатся яснее средних голосов.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz