Предыдущая Следующая

Громкость

Психоакустическая модель ощущения громкости звука подробно описана в главе 2. Как показали многочисленные опыты, с некоторым приближением можно применять следующую модель оценки громкости. При анализе громкости слух делит весь частотный спектр (от 20 до 20 000 Гц) на 24 полосы. Далее происходит оценка характеристик сигнала в каждой из этих полос в отдельности. Затем полученные уровни складываются по определенному закону с учетом так называемых кривых равной громкости (см. рис. 2.1). К примеру, на малой громкости низкие частоты имеют меньший вес. Далее учитываются импульсная характеристика звука и степень взаимной маскировки полос. Таким образом, чтобы технически реализовать измеритель громкости, необходимо иметь: 24 частотных фильтра, 24 измерителя уровня, процессор, складывающий эти уровни по формуле, которая зависит от простой суммы этих уровней и учитывает динамические характеристики сигнала.

На основании описанной модели, в принципе, возможно построить индикаторы, измеряющие громкость непосредственно в сонах или уровни громкости в фонах. Показания таких приборов будут справедливы для рабочего места звукорежиссера, а для слушателей эти значения будут верны лишь отчасти. Дело в том, что громкость, с которой слушатель воспринимает передачу или иную форму звукозаписи, зависит не только от собственных характеристик фонограммы, но и от степени усиления и частотной коррекции, которая установлена в данный момент в воспроизводящем тракте слушателя. Поэтому звукорежиссер, регулируя относительные уровни громкости, может лишь предполагать стандартные предпочтения типового слушателя. Таким образом, вопрос регулировки громкости связан не столько с применением средств визуального контроля, сколько с дополнительной нагрузкой на слуховой и аналитический аппарат звукорежиссера. Индикаторы уровня, показания которого имеют лишь косвенное отношение к уровню громкости, в данном процессе играют роль второстепенного помощника. Так, например, в правилах эксплуатации технических средств радиовещания имеются такие рекомендации: «Пиковый уровень речевых сигналов должен доходить до 0 дБ... максимальный уровень музыкальных фонограмм не должен превышать уровень 6 дБ. Особое внимание следует обращать на передачи, в которых речь идет на фоне музыки. Если музыка звучит громко, то она маскирует речь, и понять ее смысл иногда становится просто невозможным. От звукорежиссера при записи таких смешанных программ требуется большое чувство такта и меры».


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz