Предыдущая Следующая

Гармонические интервалы по их способности звучать слитно или согласно делятся на «консонирующие» и «диссонирующие». Если интервал звучит резко, производит на слух грубое впечатление, то его называют диссонансом. В противном случае интервал называют консонансом (от французского consonance — слитное, согласное звучание, гармония). Например, если на фортепиано одновременно нажать две соседние белые клавиши, то будет слышим диссонанс, если нажать не соседние, а через одну, то звучание окажется консонансным.

По степени слитности консонансы принято классифицировать на совершенные консонансы (чистые прима, октава, квинта и кварта) и несовершенные консонансы (большие и малые терция и секста). Диссонансными являются все остальные интервалы в пределах октавы.

Аккорды

Созвучие — это любое одновременное сочетание тонов. Аккордами называются созвучия, которые имеют определенное строение, подчиняющееся ладо К1.м и акустическим закономерностям («аккорд» происходит от итальянского ассоrdо — согласие).

Аккорды состоят не менее чем из трех звуков. Строго говоря, аккорд может состоять и из двух звуков; в этом случае говорят о неполном аккорде, или

об        аккорде с пропущенными звуками (обычно внутренними).

Наиболее распространены аккорды терцового строения — созвучия, состоящие из ступеней, которые можно расположить по терциям.

По количеству разных звуков, входящих в аккорд, различают три их типа:

•          трехзвучие — состоит из трех ступеней;

•          септаккорд — состоит из четырех ступеней;

•          нонаккорд — состоит из пяти ступеней.

Прочие типы аккордов образуются путем пропуска, переноса или удвое нмя (добавления одноименных звуков из соседних октав) звуков в основных аккордах. Применение удвоений связано со стремлением усилить звучание всего аккорда (или отдельного аккордового звука) или с желанием придать звучанию аккорда особую окраску.

Внутри аккорда звуки именуются в соответствии с названиями интервалов — прима (основной звук), терция, квинта, септима, нона. Перенос основного звука на октаву вверх называется обращением аккорда; это может применяться и к самому обращенному аккорду, давая второе, третье и тому подобные обращения. Названия обращений происходят от интервалов, образуемых переносимыми звуками с новым основным звуком интервала: для трехзвучия — секстаккорд и квартсекстаккорд для септаккорда — квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Соотношения между звуками аккорда определяют основной оттенок его звучания, а различные виды обращений позволяют выбирать нужную высоту аккорда и дополнительно уточнять его оттенок, подчеркивая консонансы или диссонансы.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz