Предыдущая Следующая

Из текста предыдущего абзаца можно сделать вывод о том, что реальная разрешающая способность стереофонии по глубине при домашнем прослушивании, скорее всего, будет на один фронт меньше, нежели в идеальном помещении прослушивания.

Выводы о реальной разрешающей способности стереофонии на современном этапе создания и воспроизведения фонограмм

В идеальной стереофонической системе точность оценки азимутального угла виртуального источника звука составляет 3...4°. Реальная картина значительно хуже. Многочисленные эксперименты указывают на точность локализации около 15°. Это значение справедливо для ближнего фронта стереопанорамы. По мере удаления виртуальных источников от линии, соединяющей колонки, верность локализации ухудшается. По всей видимости, это связано с возрастающей долей реверберационной составляющей в составе виртуальных звуков, что, в свою очередь, увеличивает роль искажений, возникающих при передаче акустических параметров имитируемого помещения. В итоге угловая разрешающая способность второго и далее фронтов постепенно ухудшается и к пятому фронту достигает ширины стереобазы, равной 60°. Отсюда можно сделать вывод и о разрешающей способности стереофонии в глубину — создавать стереокартину более чем из пяти раздельно воспринимаемых) фронтов нецелесообразно.

Результаты всех вышеизложенных рассуждений можно изобразить в виде рисунка (рис. 11.4), на котором изображена максимально реализуемая в современных условиях записи-воспроизведения разрешающая способность двухканальной стереофонии.

Несколько комментариев к данному рисунку:

•          азимут зон задается панорамными регуляторами пульта;

•          ширина зоны зависит от числа микрофонов, применяемых для формирования зоны. Один микрофон изобразит узкую полосу. Ширина зоны, созданной парой стереомикрофонов, определяется углом между микрофонами и, при необходимости, уменьшается средствами пульта;


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz