Теперь пришло время задания расстояния до фронтов. Данную процедуру проводим путем увеличения акустического отношения в суммарных (прямо плюс реверберационный) сигналах групп второго-пятого фронтов. Увеличения акустического отношения добьемся за счет уменьшения уровня прямого сигнала микшерами входных линеек.
Оставим включенными линейки, обслуживающие самые левые группы первого и второго фронта. Имея в студии источники реального (уже не диффузного звука), контролируя процесс микширования на слух, уменьшая уровень выхода линейки второго фронта, добьемся некоторого увеличения акустического отношения, обеспечивающего уверенное разделение в пространстве обоих виртуальных источников (посылы на ревербератор остаются положении «до микшера»). Отключив линейку первого фронта, отметим, й сколько уменьшился выходной уровень оставшейся линейки по отношении к исходному. Аналогичную коррекцию (в дБ) введем для остальных трех групп второго фронта.
Проделаем ту же процедуру для третьего фронта, оставив на первом этап включенными линейки правых групп первого, второго и третьего фронтов.
Еще раз повторим то же самое для четвертого и пятого фронтов.
Осталась нерешенной очень непростая задача уменьшения динамического диапазона выходного сигнала. Проблема заключается в системе противоречий — на пиках выходного уровня нужно:
1) уменьшать громкость прямого сигнала;
2) оставлять неизменным уровень диффузной составляющей, иначе отчетливо проявится эффект «качания» атмосферы;
3) оставить без изменений акустическое отношение, равное отношению уровней прямого сигнала и диффузной составляющей.
Поскольку компромисс неизбежен, акустическую ошибку следует равномерно распределить между этими тремя пунктами Одним из вариантов решения проблемы может служить схема включения компрессоров, изображенная на рис. 14.4.
В соответствии с рис. 14.4 предлагается использовать два стереофонических компрессора. Один ведущий (master), подключаемый в разрыв первого и второго микшеров второго звена, имеющий коэффициент компрессии 1:Х, обрабатывает прямые сигналы. Второй компрессор устанавливается в качестве ведомого (slave) с внешним управлением от master компрессора. Он включается в разрыв посыла на ревербератор и настраивается с меньшим коэффициентом компрессии, равным 1:(Х/2).