Очевидно, что приведенную технологию возможно применить при последовательном расположении рядов микрофонов — один следует за другим, при этом второй не улавливает звуки, предназначенные для первого. Для случайных перекрестных искажений, характерных, например, для верхнего расположения микрофонов над оркестром (применяемого немецкими звукорежиссер« ми), предложенная система не годится.
А сейчас цветная стереофония пошла… Мы в Стамбуле с корреспондентом устриц жевали: Он по ихнюю сторону экрана, мы по нашу. То есть он жует – стереофония, звук, цвет, писк, хруст, единственно вкуса нет. Но уже умают над этим.
Любопытно, что первое коммерческое применения многоканального звука произошло именно в кино: вышедший в 1940г. диснеевский мультфильм «Fantasia» сопровождался трехканальным дискретным звуком. Этот формат получил название Fanrasound, но с тех пор нигде не применялся. В 50-е гг. в кино использовались другие дискретные форматы – четырехканальные Cinema Scope и шестиканальный Todd-AO . Впервые формат Dolby Stereo был применен в фильме «Звездные войны» в 1975г. С 1976 по 1979 гг. процесс кодирования основывался на модифицированной технологии SansaQS, разработанной в свое время для квадрофонии. Из-за применявшейся технологии кодирования разделение между каналами было бы не больше 8дБ.
Особенности терминологии
Традиционно двухканальная стереофония позволяет записать фонограмму, звучащую в пределах ограниченной площадки. При этом все источники звука воспринимаются в одной плоскости. Традиционная стереофония не позволяет изображать источники звука, находящиеся вне трапеции, изображенной на рис. 15.1.
Развитие системы двухканальной стереофонии
Следующим шагом на пути совершенствования звукозаписи была попытка выйти а пределы указанной на рис. 15.1 площадки за счет линейного увеличения количества записываемых и воспроизводимых каналов. Проводились эксперименты с трема, четырьма, пятью и более колонками. Самые большие надежды возлагались на квадрофонию, у которой классическая двухканальная стереофония дополнялась парой тыловых каналов. Предполагалось, что слушатель будет располагаться в центре, а виртуальные звуковые источники можно будет размешать по всей площади помещения прослушивания. В конце 70х гг. прошлого века влиятельный журнал «Electronics» подвел итог проделанной работы: «Изготовители звукового оборудования всю первую половину десятилетия потратили на борьбу за создание четырехканальных звуковых систем, а всю вторую половину оправлялись от поражения в этой борьбе». Стоимость новых систем возрастала пропорционально числу каналов, а впечатление от прослушивания фонограмм если и улучшалось, то далеко не в той же самой степени. Чтобы понять суть данного противоречия, нужно найти ответ на вопрос: «А нужно ли вообще выходить за рамки границы, Указанной на рис. 15.1?». Ведь любой звуковой раздражитель вне зоны видимости заставляет слушателя либо повернуться и посмотреть на него, либо постараться сдержать естественный порыв, что приводит к дискомфорту и накоплению раздражения.