Кроме описанных, существуют и изредка применяются: ,
• «жесткие палочки», применяемые для достижения громоподобного зв» чания;
• «деревянные палочки» с головками еще более маленькими и сплошь п дерева, они получили наименование baguettes de bois, или по-итальянски — bacchette di legno, немецкие композиторы обозначают их как на Hoizschlagein или wooden sticks, музыканты крайне неохотно соглашаются на применение деревянных палочек из-за их способности приводим мембрану инструмента в нерабочее состояние.
Традиционно, композиторы уклоняются от прямого указания в нотных записях типа применяемых палочек, возлагая всю полноту ответственности на литавриста. Дирижеры, как правило, также не уделяют этому вопросу должного внимания, оставляя бедного звукорежиссера один на один бороться Я качество низкочастотного ударного звука.
Изредка в партитуре ударника встречаются следующие указания: ova sourdine или voile, поитальянски con sordino или coperto, на немецком Dampfer или gedampft, англичане пишут muffled. Эти фразы означают необходимость применения сурдин. Сурдина на литаврах встречается достаточно редко, так как композиторы плохо осведомлены об этом способе искусственной изменения звука, а дирижеры и сами литавристы обычно ленятся подсказать хороший или красивый прием исполнения. Сурдина на литаврах представляет собой кусок мягкой, не очень тяжелой ткани, чаше всего фланели. В зависимости от необходимости ее набрасывают на кожу литавры ближе к обручу или около середины. В первом случае звук литавры заглушается меньше, во втором — больше. По самой ткани никогда не играют.
Звучность литавр также можно регулировать, изменяя зону удара. Так, тембр ударного звука становится звонче, если ударять по мембране ближе к ее краю. Самый красивый и сочный звук на литаврах извлекается обычно в промежутке между серединой кожи и ее краем. Удары у самого обруча способны породить несколько гнусавый, суховатый звук, лишенный всякого обаяния и красоты. С другой стороны, удар по самой середине вызывает чрезвычайно гулкий и расплывчатый звук.