В концертах классической музыки для достижения требуемого баланса челесту стараются устанавливать перед оркестром. Звук идет в основном из тыловой поверхности корпуса, поэтому микрофон нужно ставить за ним. В зависимости от акустических возможностей и качества инструмента (при наличии механических шумов или резкого звука) может понадобиться удаление микрофона на расстояние до двух-трех метров от челесты и достаточно высоко над ней.
Название инструмента происходит от французского слова clavecin (итал clavicembalo, нем. Cembalo, англ. harpsichord). Несмотря на внешнее сходство с фортепиано, клавесин является его предшественником и по принципу звукообразования относится к группе струнно-щипковых инструментов. Звук в нем извлекается щипком перышка по струне.
Праведушкой клавесина можно считать псалтерий – многострунный щипковый инструмент семейства шитр; одна из разновидностей этого инструмента – гусли.
Появление первого струнного инструмента со сложной системой звукоизвлечения, приводимой в действие рядом клавиш, то есть клавиатурой, относят к XII в. Его стали называть клавикордом. Типичным корпусом для нового инструмента стал короб прямоугольной формы без ножек. Клавикорд устанавливали на стол; из-за значительной высоты на нем приходилось играть стоя. Принцип действия родоначальника современного фортепиано был таким: играющий нажимал на клавиши, они приводили в движение так называемые тангенты – металлические пластинки; тангенты касались струн, и те начинали звучать. Звук клавикорда был очень нежным и певучим. Исполнитель по своему желанию мог играть громче или тише. Слегка покачивая клавишу, он тем самым раскачивал струну, вызывая своеобразное трепание звука.
Стремясь вывести инструмент, предназначенный прежде всего для домашнего музицирования, на большую сцену, многие мастера старались усовершенствовать клавикорд. Чтобы звук стал сильнее, решили на каждую клавишу ставить не одну, а несколько струн, из-за чего пришлось увеличить размер ящика. Со временем клавикорд стали снабжать несколькими клавиатурами. Они помешались одна над другой в виде лесенки. Каждой клавиатуре соответствовал определенный регистр инструмента. Однако, несмотря на эти усовершенствования, большой громкости добиться так и не удалось.