Несколько слов о фазе атаки огибающей звука. Время атаки для дискантов составляет 10 мс, для басовых нот — 20 мс. Поскольку чугунная рама и деревянная дека не рассчитаны на обработку высоких частот, особенного влияния конструкция рояля на период атаки не оказывает.
Соотношение акустики инструмента и акустики Помещения
Большее значение имеет акустический баланс фаз зарождения и продолжения звука, который зависит от выбора точки прослушивания инструмента и угла открытия его крышки. Максимальная интенсивность излучения более высоких частот направлена в сторону клавиатуры и узкого закругленного торца инструмента. Характер волн, излучаемых декой и толстыми басовыми струнами, обуславливает концентрацию низкочастотного излучения в направлении, поперечном струнам. Таким образом, на определенном расстоянии от инструмента начинают преобладать низкие и средние частоты, а за пределами радиуса гулкости начинают доминировать реверберационные отражения. Длина радиуса, соответствующая оптимальному балансу между мягкостью звука и его ясностью, зависит, во-первых, от направления, с которой прослушивается инструмент и, во-вторых, от характера произведения; чем сильнее удары молоточков по струнам, тем больше относительная мощности атаки огибающей звука на заданном расстоянии до фортепиано.
Кроме баланса временных составляющих, место установки микрофона определяет тембральную окраску звука. Учитывая то обстоятельство, что из-за ограниченности спектра звучание рояля плохо поддается частотном корректированию различного рода эквалайзерами, поиск оптимальной точи прослушивания и подбор типа микрофонов становятся главными факторам управления качеством звучания фортепиано.
Процесс поиска оптимальной зоны прослушивания может быть осложненным одним крайне неприятным эффектом. Мощные низкочастотные волны, излучаемые инструментом, многократно переотражаясь от стен, потолка и поя способны пересекаться в некоторых точках пространства и суммироваться л закону сложения колебаний, имеющих равные частоты, но различные фазы В результате возникают стоячие волны с характерным для них эффектом качания амплитуды или, иначе, «фазового вибрато». Для звучания классической рояля это недопустимо, как непозволительно применение таких эффектов искусственной обработки, как хорус, спин, эхо, обратная связь с задержкой тому подобные. Бороться с появлением стоячих волн крайне сложно. Главный рецепт трудновыполним: устранить причину возникновения стоячих волн, и есть акустически грамотно обработать студию звукозаписи, либо сменить помещение на более подходящее для данного вида записи. Если такой возможности нет, нужно провести ряд экспериментов по выбору места установи фортепиано. Как правило, хорошие результаты дает размещение инструмента строго поперек диагонали студии на расстоянии 1/4 длины диагонали до угла. Угол открытия и само наличие крышки рояля в меньшей степени влияют I возникновение и характер стоячих волн, чем это можно было ожидать.