Любопытно, что в свое время малый кларнет Ля-бемоль был любимым музыкальным инструментом цыган-кочевников, и именно среди цыган были искусные исполнители, владевшие этим чрезвычайно трудным инструментом с неподражаемой легкостью и блеском.
Альтовый кларнет (бассетгорн)
Бассет превосходит «большого брата» по полноте, густоте и мягкости звучания. В нижнем регистре звук становится более мягким, а в среднем и верхнем у альтового кларнета исчезает звенящая окраска и проявляется, наоборот, матовая и тусклая звучность. К сожалению, бассет крайне редко употребляется в современных оркестровках — бассетгорны обычно заменяются кларнетами.
Бас-кларнет
Басовый кларнет (итал. clarinettobasso, франц. clarinette basse, нем. Bassklarinette, англ. bass clarinet) звучит на октаву ниже обычного. Его конструкция состоит из длинной деревянной трубки-корпуса с металлическим загнутым вверх раструбом и широкой изогнутой металлической трубкой на верхнем конце, куда вставляется мундштук с одинарной тростью.
Нижний регистр инструмента шикарен: мрачная, угрюмая и глубокая звучность с несколько звенящим оттенком и полным набором динамических нюансов. Средний регистр по мере восхождения к более высоким нотам теряет былую полноту и силу. В верхнем регистре звучание становится тусклым и напряженно-сдавленным. Из-за особенностей нижнего и нижней половины среднего регистров бас-кларнету могут поручить сольную партию в сурово-драматических, задумчиво-мрачных или тревожно-волнующих произведениях. Технические возможности по динамическому движению в басовом варианте кларнета более ограничены, нежели у обычного.
Для бас-кларнета, как и для любого низкочастотного источника звука, важную роль в звукообразовании играет акустика помещения. При недостатке в отзвуке студии низкочастотной составляющей звук инструмента становится плоским, трещащим, с недостатком басов.
Особенности записи кларнетов
Неравномерность мощности регистров и противоречивость их тембральных 0красок в значительной степени осложняют запись кларнетов. Из-за неприятно-крикливых регистров инструмент желательно удалять от микрофона; но при мягкой игре в низком регистре полный, сочный и нежный звук, наоборот, лучше воспринимается близкорасположенным микрофоном. Однако ближней зоне могут проявиться иные дефекты — шум дыхания в фазах атак стук клапанов.