Запись деревянных духовых инструментов
Отличительной особенностью всей деревянной группы духовых инструментов является отсутствие ярко выраженных характеристик направленности. Поскольку звуковые волны, возникающие в трубках инструментов, замыкаются на отверстия, которые определяют высоту нот, основная звуковая энергия излучается примерно из этих же отверстий. Излучение из раструба почти отсутствует — оттуда излучаются только обертоны выше 5...8 кГц.
Из-за наличия посторонних призвуков — шипения воздуха и стука клапанов — микрофоны, озвучивающие деревянные духовые, следует устанавливать на некотором расстоянии до инструментов. Из-за высокочастотного и импульсного характера эти паразитные звуки плохо поддаются реверберационной обработке, вследствие чего имеют свойство проникать на передний план стерео панорамы.
Тембровая окраска звучания деревянных инструментов в меньшей степени зависит от выбора точки расположения микрофона, однако наличие ярких узкополосных формант позволяет достаточно просто корректировать звучание инструментов с помощью спектроанализатора и параметрических эквалайзеров с гибко настраиваемыми средними частотами и добротностями фильтров.
Из-за разнохарактерности регистров почти все духовые инструменты с благодарностью отзываются на реверберационную окраску, объединяющую основные и поддерживающие партии и «цементирующую» общий музыкальный баланс группы. При записи современных произведений духовые партии можно попробовать уплотнить всевозможными обработками типа хоруса, флонджера, гармонайзера, системы задержки с обратными и перекрестными на другие инструменты связями.
Медные духовые инструменты
К духовым инструментам медной группы принадлежат корнеты, альткорнеты, теноры, баритоны, трубы, тромбоны, валторны, тубы и фанфары. Рассмотрим особенности их акустики.
Корнет
Название инструмента происходит от латинского cornu — рог. Изобретение корнета относят к XIX веку.