Возможности коррекции тембра корректорами АЧХ
Простейшее представление о тембре, как о совокупности основных гармоник и обертонов, предполагает возможность коррекции звуковых красок с помощью эквалайзеров:
• при отсутствии или недостатке обертонов, особенно в нижнем регистре, тембр звука становится скучным. Увеличение амплитуд определенной группы гармоник в области 200...700 Гц позволяет получить оттенки сочности и глубины, подчеркнуть эмоциональную окраску звучащей мелодии и придает звучанию теплый и мягкий характер;
• подъем формант, расположенных в области 2,5...3 кГц, придает тембру полетность, звонкость и благоприятно влияет на эмоциональную окраску музыкального образа. При этом наблюдается расширение стереобазы звуковой картины и возможно более отчетливо выделить голоса певцов на фоне музыкального сопровождения;
• ослабление первых гармоник и усиление высших обертонов в области
3...4,5 кГц придает тембру резкость, пронзительность и скрипучесть;
• снижение уровня частот, расположенных выше 6 кГц, приводит к усилению впечатления теплоты и мягкости. Например, при записи духового оркестра такая коррекция позволяет смягчить его звучание на громких пассажах;
• подчеркивание самых высоких обертонов, расположенных выше 12 кГц, плохо различимых в реальных акустических условиях, расширяет частотный диапазон музыкального образа. Поскольку высокочастотные производные основных тонов не воспринимаются слухом в качестве гармоничных в отношении к их «родителям», усиление громкости верхней полосы слышимого спектра целесообразно обеспечивать не столько эквалайзерами, подчеркивающими шум, сколько гармонайзерами. В качестве основы для приборов или программ гармонизации следует выбирать наиболее высокие обертона, имеющие минимально допустимое отношение сигнал/шум.
Зависимость высоты звука от частоты основного тона
С одной стороны, в подавляющем большинстве случаев слуховое восприятие высоты одиночного звука музыкального инструмента определяется частотой основного тона. Как правило, основным тоном служит самая низкая составляющая частотного спектра вне зависимости от соотношения между ее амплитудой и амплитудой остальных слагающих.