изобразить в отдельных группах, еще более усугубляет проблему. К сожалению, звукорежиссер после тщательного изучения партитуры будет вынужден идти на компромисс, объединяя в одни зоны слишком много партий. Увы, степень прозрачности такой картины не может быть высокой.
Другие виды оркестров
Одна из разновидностей оркестра — камерный оркестр, отличающийся от симфонического меньшим числом исполнителей, а зачастую, и тем, что исполнение каждой партии поручено одному исполнителю.
Струнный оркестр — по сути дела это часть симфонического оркестра — струнные отдельно. Для такого состава написано немного произведений, но часто играют переложения (то есть, произведение, написанное, скажем, для струнного квартета, исполняется этим оркестром).
Народный оркестр — внутренне сбалансированное «содружество» многообразных народных инструментов. Народные оркестры очень разные: на Украине в них входят бандуры, в Литве — старинные канклес, в кавказских оркестрах играют зурны...
В состав оркестра русских народных инструментов входят:
• балалайки первые, вторые, третьи, большие и очень большие (все с разными диапазонами);
• домришко, домра, домра средняя, домра теноровая, домра большая басистая и домра басовая;
• гусли (обычно два инструмента);
• баяны: пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас;
• флейты и гобои (как правило, по паре);
• группы народных ударных и местных колоритных инструментов (ложки, трещотки, пилы и другие);
• в качестве ударных иногда используются литавры.
Духовые оркестры в последнее время (в связи с коммерциализацией, коснувшейся и милитаристской сферы) перешагнули границу военного плаца и парадного марша и прочно вошли в культурную жизнь «гражданского» общества. Звучность духового оркестра особенно мощная и яркая. Основу духового оркестра составляют медные инструменты: корнеты, трубы, валторны, тромбоны. Присутствуют и деревянные духовые: флейты и кларнеты, а в больших оркестрах еще гобои и фаготы; а также ударные — барабаны, литавры, и, конечно же, тарелки. Произведений, написанных специально для духового оркестра не так много, часто им приходится исполнять симфонические произведения, переложенные для духового состава. Есть и такие сочинения, в которых, наряду с симфоническим оркестром, предусматривается Участие духового, как, например, в увертюре Чайковского «1812 год».