Оптимальные значения времени реверберации регламентируются для диапазона частот от 125 до 4000 Гц. Чем оно меньше, тем выше разборчивость речи, лучше прозрачность музыки. Увеличение времени реверберации обогащает звучание, придает ему признаки объема и ощущения гулкости.
Речевая студия должна обеспечить высокую разборчивость речи и, одновременно, комфортную атмосферу для прослушивания диктором собственного голоса. Поэтому для дикторских студий частотная характеристика реверберации должна быть линейной и иметь время, равное 0,3...0,4 секунды. Для малых речевых студий допустимо значение 0,2...0,25 секунды.
В помещении прослушивания стереофоническая панорама должна получить дополнительную (но умеренную) пространственную окраску. Объем комнат, моделирующих домашнюю обстановку, принимается равным 60 метров кубических, время реверберации — около 0,4 секунды на частоте 800 Гц. Отклонения до 0,3 или 0,5 секунд не рекомендуются.
Для музыкально-речевых студий, студий художественных радиопередач объемом от 100 до 800 метров кубических рекомендуемое время реверберации) составляет 0,4...0,8 секунд.
В больших музыкальных студиях объемом свыше 9000 метров кубических, предназначенных для симфонических оркестров и хоровых коллективов, время реверберации должно быть примерно 2 секунды.
в зрительных залах объемом от 1000 до 10 000 кубометров время реверберации целесообразно ограничить в пределах от 0,8 до 1,2 секунды. Время реверберации в очень больших залах объемом 20 000 кубометров может доходить до 5 секунд. Эстрада и ее потолок конструируются таким образом, чтобы отражения звука направлялись в сторону зрительного зала.
Значение ранних отражений
Начинающие звукорежиссеры полагают, что качество акустики помещения однозначно определяют время реверберации и его амплитудно-частотная характеристика. Это не совсем так. Точнее, «чтобы да — так нет». В концертном зале к слушателям приходит сумма из трех основных составляющих: прямой звук, ранние и поздние отражения, «хвост» реверберации. Энергия прямого звука имеет долю до 20%, завершающий участок реверберационного процесса до 10%. Остальная мощность — это энергия ранних и средних отражений. Именно они в значительной мере и влияют на характер акустики.