Рассмотрим условия, которые в реальных условиях ухудшают теоретически возможную разрешающую способность локализации виртуальных объектов стереопанорамы.
Ухудшение локализации в условиях реальной студийной записи
Теория линейной акустики в некоторой степени упрощает описание реальных процессов и сохраняет при этом некоторую точность, достаточную для последующих рассуждений. Линейная теория предполагает, что звук источника можно разделить на несколько временных слагаемых: прямой звук, ранние отражения, средние отражения, реверберационную или, иначе, диффузную составляющую.
При этом источник прямого звука должен четко локализовываться в пространстве, а ранние отражения обязаны иметь характер, соответствующим данной точке расположения звукового объекта.
Первое, что может ухудшить локализацию — чрезмерный уровень диффузной составляющей в точке установки микрофона или смещение акустического баланса фонограммы в пользу реверберационного сигнала.
Вторая причина — возможные линейные и нелинейные искажения амплитудно-частотной характеристики электронно-акустического тракта. Изменение тембра, особенно в «пеленговых» полосах частот, неизбежно приведет к пространственному смешению или размыванию объема виртуального источника звука.
Огромную (и более сложную для субъективного контроля) роль в ухудшении локализации играют несимметричные фазовые искажения в левом и правом каналах. Здесь уместно говорить о необходимости отсутствия не столько самих фазовых искажений, сколько о требованиях минимизации разности фаз во всем спектре передаваемых частот. Как правило, относительные фазовые искажения затрагивают лишь отдельные участки спектра, что приводит к размыванию очертаний изображаемого источника звука.
Немаловажное значение в механизме локализации имеют частоты с относительно небольшими уровнями. Такие слагаемые присутствуют во всех временных составляющих звукового сигнала. Они во многом определяют прозрачность звучания, которая позволяет дополнительно разделить разнесенные источники звука. Тихие звуки подвергаются атакам электронных шумов в аналоговой части тракта. Еще страшнее воздействие цифровых искажений — шумов квантования, дискретизации и прочих. Если внутренний формат программы обработки звука не имеет существенного запаса по сравнению с компакт-диском (у СD 44 кГц/16 бит), то ожидать появления стереоэффекта на выходе такой программы может лишь большой оптимист.