Предыдущая Следующая

В отличие от принципа работы правой педали продолжают звучать не все струны, а только те, которые начали колебательное движение в момент нажатия левой педали.

Исследование особенностей резонанса чугунной деки также принесло свои плоды. Оказалось, что если струны расположены не строго параллельно, так чтобы они расходились веером от линии колков, ближней к молоточкам. то звук получается лучше. Немаловажное знамение имеет размер фортепиано. Чем больше габариты инструмента, тем более качественный звук можно от него ожидать. Для того чтобы увеличить длину струн без изменении габаритов чугунной рамы, общая линейка струн была разделена на две части разнесенные в разных плоскостях. Это дало возможность расположить басовые струны слева направо, а более тонкие — им поперек — справа налево.

Все эти поистине революционные изменения привели к созданию весы совершенного в музыкальном отношении инструмента. Вариант фортепиано с горизонтальным расположением струн удостоился особой чести называть «роялем», то есть «королевским» инструментом.

Особенности акустики рояля

В каких деталях и нюансах акустики заключается благородство звучания фортепиано?

Особенность звукоизвлечения рояля состоит в четком разграничении за ка на две части — атаку в момент удара молоточков по струнам и собственно колебания струн, усиленные и облагороженные чугунной рамой и деревянной декой.

Удар молоточков приводит к возникновению колебаний струн, основного тона которых можно подстраивать, вращая металлические колки, крепко I прессованные в деревянных гнездах.

Кроме основных тонов, в колебаниях струн появляются и их гармоник Теоретически, если молоточки считать абсолютно твердыми, а струны бесконечно гибкими, то число обертонов может быть бесконечным, а амплитуду гармоник будут кратны основному тону. На практике, условленные параметры имеют конечное, фиксированное значение. Тем не менее, большая часть энергии возбужденной струны содержится в гармониках. Первые шесть обертонов гармоничны и вносят свой вклад в создание нужного тона, седьмой, девятый, одиннадцатый и другие обертоны придают звучанию струны некоторый диссонансный оттенок. Некоторые обертоны способны даже к возбуждению резкого металлического призвука. Дабы несколько уменьшить отрицательное влияние, молоточки стараются располагать так, чтобы он ударяли по струнам в узловых точках седьмых обертонов, дабы не возбуждая колебания седьмых гармоник. В некоторых моделях роялей места ударов молоточков сдвинуты в сторону узловых точек девятых обертонов, с тем, что избежать возбуждения как седьмых, так девятых гармоник. Наиболее высокие гармоники удается демпфировать, покрывая молоточки фетром, что увеличивает время контакта струны с ударной площадкой бойка. Классически демпферы из фетра не лишены недостатков. При сильном ударе по клавишам фетр сжимается и перестает выполнять свои основные функции по гашению высокочастотных колебаний.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz