Предыдущая Следующая

Интересно, что нижняя и высокая форманты певческого голоса замечательным образом попадают в диапазон скрипичных формант; поэтому с точки зрения музыканта звучание скрипки обладает мелодическим, поющим характером. Если верхний регистр скрипок обладает светлой, прозрачной окраской, то в нижнем их тембр становится более глубоким, «грудным».

У струнных смычковых инструментов существует множество способов звукоизвлечения и так называемых штрихов, позволяющих изменить окраску звука и характер выразительности. Для создания матовой, приглушенной, завуалированной окраски применяются сурдины — специальные глушители, надеваемые на подставку инструментов.

Обычно смычок касается струны примерно посередине расстояния между грифом и подставкой, на которую натянуты струны. Если же смычок ведется вблизи грифа, возникает более приглушенный, матовый звук; вблизи подставки — резковатый, пискливый, немного «стеклянный».

Прием «коль леньо» означает удар древком смычка по струне и вызывает стучащий, «мертвенный» звук.

В «Польке-пиццикато» братьев Иоганна и Йозефа Штраусов и некоторых других произведениях скрипки использованы и вовсе необычно: исполнители играют на них не смычками, а защипывая струны пальцами. Этот прием называется «пиццикато». Пиццикато дает легкий, отрывистый, суховатый звук, напоминающий шипковые инструменты — гитару, мандолину.

«Флажолеты», достигаемые легким прикосновением пальца к струне в узловых точках второго, третьего, четвертого и так далее обертонов, вызывают звуки, обладающие нежностью и значительно меньшей силой, нежели основные звуки. Их холодноватый и несколько свистящий тембр напоминает старинную флейту, от которой они и получили свое название — «флажолет».

Весьма распространен прием «тремоло» — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания, трепета, мерцания.

На скрипке можно играть не только на одной, но и на двух соседних струнах сразу. Тогда звучат две мелодии. Больше чем два звука одновременно извлечь нельзя, так как струны расположены не плоско, а на закругленной подставке. Однако скрипачи играют аккорды из трех или даже четырех нот особым приемом — «арпеджиато» — беря звуки не одновременно, а один за другим, быстро скользнув по струнам смычком.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz