Предыдущая Следующая

Таким образом, основная мощность звука заключается в поперечных колебаниях, которые образуют сигналы основного тона и его обертонов. Кроме этого, смычок закручивает струну вокруг ее оси, что создает продольные, «крутильные» колебания. Их частоты никак не соотносятся с высотой извлекаемого тона, что очень плохо. Одним из действенных методов борьбы с паразитными колебаниями считается изготовление подставки специальной формы, противодействующей передаче неприятных для слуха колебаний от струны к деке. Однако на самых высоких тонах эта мера теряет свою эффективность.

Огромную роль в формировании тембра скрипичных инструментов играют струны. Строение струн для скрипки, альта и виолончели намного сложнее, чем для щипковых инструментов. Здесь используется несколько видов проволоки (иногда комбинируемых из разных материалов), причем зачастую как круглого профиля, так и плоского. Струны имеют несколько слоев обмотки, каждый из которых требует определенного типа шлифовки.

Для усиления звука вибрирующих струн в скрипке используется корпус — акустический резонатор сложной конструкции и формы. Скрипичный резонатор отличается от инструментов другого типа тем, что излучение звука у него происходит не от одной передней поверхности, а от всего корпуса. Однако основная часть звука излучается все-таки верхней декой и из «эфов» — прорезей в форме латинской буквы Г Эфы концентрируют, в основном, высокие гармоники, узкими лучами направляемые поперек поверхности инструмента. Для более низких часто существуют и другие направления, в основном под углом 45° к плоскости деки.

Сложность скрипичной акустической системы дополняют так называемые «басовая планка» — находится под одной из ножек подставки и служив для поглощения низких частот, и «звуковой столбик» — находится под другой ножкой подставки и служит для соединения передней и задней поверхности корпуса.

Для скрипичного корпуса характерно наличие не очень громкой форманту в районе 240...270 Гц, придающей звучанию инструмента некоторую теплоту, щ ярко выраженной резонансной частоты около 500 Гц. В зависимости от изменения геометрических размеров инструмента этот параметр может принимать несколько иное значение. Когда берется нота, частота которой близка к цифре 500 Гц, может возникнуть нежелательный вибрирующий звук, называемый «волчьим тоном». Воздушная полость внутри скрипичного корпуса тоже имеет свои резонансные частоты, главная из которых расположена вблизи 400 Гц, Наличие неправильных искривлений и впадин обеспечивает корпусу возникновение многих других тесно расположенных резонансных частот в диапазон! от 3000 до 6000 Гц. Они явно выше всех нот низкого регистра, именно поэтому на самых низких нотах основной тон выражен слабо. За яркую «скрипучую» атаку отвечает диапазон частот в районе 7... 10 кГц. Уникальную формантную группу в области 2...3 кГц, придающую звукам скрипки некоторую полетность и звонкость, имеют инструменты, изготовленные Страдивари.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz