Объемную акустическую атмосферу изображают боковые и тыловые динамики, которые озвучиваются двумя либо четырьмя каналами. На боковых стенах могут устанавливаться по четыре динамика на один канал (6 и 7 на Рис. 15.2). На задней стене зрительного зала размещаются до четырех динамиков, озвучиваемых одним — двумя тыловыми каналами (8 и 9 на рис. 15.2).
Некоторые производители предусматривают дополнение системы Surround-озвучивания несколькими потолочными громкоговорителями, подключаемыми к имеющимся или специально созданным каналам (10 на Рис. 15.2).
Особенностью динамиков атмосферы (настенных и потолочных) является обязательная широкая диаграмма направленности, достигающая в идеале полных 180°.
Кроме обозначенных функций, все дополнительные каналы системы рекомендуется использовать для озвучивания закадровых и дополнительных эффектов.
Стоимость Surround-систем, по идее, должна предполагать возможность, мощного психологического воздействия на слушателя. Объемная акустическая атмосфера и эффекты кругового движения оказались весомыми, но недостаточными аргументами в пользу дорогостоящей революции в кино. По этой причине система была дополнена суббасканалом или Low Frequence Extension в английской транскрипции. Канал низкочастотных эффектов призван в полной мере оправдать свое название. Нельзя сказать, что другие каналы не воспроизводят НЧ — диапазон от 35...40 Гц им вполне по силам. Но, отличие от других, «громкие говорители басов» (11 на рис. 15.2) расходую всю свою недюжинную мощность в узком диапазоне частот — до 120... 180 П и «встряхивают» зрительный зал основательно, причем в буквальном физическом смысле этого слова.
Как ни парадоксально звучит, но новая звуковая система ставит перед киносценаристами новые задачи, требующие решения в обязательном порядке независимо от жанра или стилистики картины. Хочешь не хочешь, а оригинальные эпизоды с эффектами движения должны иметь место, причем не столько периодически, сколько систематически. Перед звукорежиссерами инженерами также возникает новая архисложная проблема придумать, записать и сохранить в прокатной копии звуковой материал для суббасканала. Задача такого уровня сложности достойна решения в специализированных ПР°фессиональных Low Frequency Extension-студиях.