Не менее сложная проблема заключается в необходимости сохранении звука в Surround-каналах в тех случаях, когда в этом нет необходимости. Периодическое отключение боковых и тыловых динамиков негативно сказывается на зрительском восприятии. Некоторые Surround-декодеры создают звук в дополнительных каналах даже при отсутствии такового в оригинале фонограммы. Создатели декодеров считают побочный эффект паразитного декодирования явлением сугубо... положительным. И, учитывая «сбалансированность» некоторых современных саундтреков, они оказываются правы.
Таким образом, на рис. 15.2 нам удалось изобразить максимальную конфигурацию Surround-системы, которую принято обозначать 10.1. Число 10 - означает общее количество широкополосных каналов:
1 — монологи и диалоги;
2 — левый фронтальный;
3 — правый фронтальный;
4 — левый предэкранный спецэффектов;
5 — правый предэкранный спецэффектов;
6 — левый настенный;
7 — правый настенный;
8 — левый тыловой;
9 — правый тыловой;
10 — потолочный.
Цифра после точки (*.1) обозначает количество суббасовых каналов.
Ограничение формулы 10.до 5.1
Полная формула 10.пока не получила широкого распространения. Наиболее популярны системы 5.1, у которых отсутствуют дополнительные каналы спецэффектов (левый и правый предэкранные), нет потолочных громкоговорителей, а левый и правый тыловые объединяются с левым и правым настенными каналами соответственно (рис. 15.3).
Особенности технической реализации 5иггоипс1систем
Разобравшись с возможностями оконечной аппаратуры озвучивания кинозалов, обратим внимание на методы, позволяющие донести до слушателя от четырех-шести до одиннадцати каналов, записанных в студиях и на съемочных площадках. Каким образом значительное количество музыкальной, речевой, шумовой и акустической информации размещается в прокатном носителе?
Применение системы шумопонижения, основанной на алгоритмах, разработанных специалистами фирмы Dolby Laboratories, позволило уменьшить, ширину оптической дорожки, содержащую информацию о звуке. Уменьшение ширины позволило, в свою очередь, разместить две отдельные дорожки записи там. где раньше помешалась только одна. Расположение рядом двух оптических дорожек означало также, что более старые оптические проекторы могли прочитывать двойную дорожку как одиночную в режиме моно. Taк появилась возможность для широкомасштабных экспериментов.