Функциональное разделение каналов — центральный для монологов диалогов, левый и правый фронтальные — для музыки и эффектов — достаточно условно. Для обеспечения устойчивого функционирования матричной кодердекодера нужно соблюдать условие равных уровней звукового сигнала в указанных каналах.
Не следует забывать, что при выходе источника звука за пределы базы, образованной фронтальными громкоговорителями, их реальная локализация после декодирования может отличаться от заданной изначально звукорежиссером.
Технология матричного уплотнения и наличие трех фронтальных колонок вместо традиционной стереопары в некоторой степени усложняют процесс создания стереопанорамы. Эти факторы обуславливают максимальную разрешающую способность объемной звуковой картины, равную шести раздельным источникам (рис. 15.5).
Удаление звука в глубину за плоскость экрана (фронты 2 и 3 на рис. 15.5) должно сопровождаться соответствующим увеличением доли реверберационной составляющей в трех фронтальных и обоих дополнительных Surround-каналах.
Техническое оснащение аппаратных сведения многоканальных фоно грамм отличается от традиционных изменением трех систем: пульта, ревербератора и акустического контроля.
Микшерский пульт должен позволять 5канальное динамическое панорамирование. Для современного аппарата с программируемой параллельно структурой многоканальное панорамирование вполне по силам, лишь бы конструкторы пульта позаботились об удобном и эргономичном применений данной функции.
Некоторые проблемы может доставить отсутствие специального ревербератора с панорамированным многоканальным входом и соответствующим алгоритмом реверберации, сохраняющим исходное позиционирование входные сигналов. В отсутствие 6канальных ревербераторов можно использовать простые одноканальные процессоры. Для этого понадобится многодорожечная система для последовательной записи возвратов каждого канала в отдельности. Принципиально важно, чтобы программы реверберации каждый раз сохраняли заданный характер акустики изображаемого помещения. Поскольку ранние отражения имеют немаловажное значение в процессе локализации, их уровень в возвратах для Surround должен быть меньше, чем в главных каналах. Первые отражения от дальних к киноэкрану динамиков не должны приходить к слушателям раньше, чем собственно «главный» звук от фронтальных динамиков. В отличие от «бытовой» стереофонии, в фонограммах, предназначенных для воспроизведения в кинотеатрах, завершающий участок «диффузного акустического хвоста» следует начинать несколько позже традиционных М...100 миллисекунд; оптимальное значение приходится на диапазон 150...300 миллисекунд. Слишком раннее введение завершающего участка реверберационного процесса создает впечатление малого помещения, что кажется неестественным в больших залах. Временной отрезок между ранними и Поздними отражениями не должен оставаться незаполненным редкими позорами.