Предыдущая Следующая

Материалом для колоколов обычно служит никелированная латунь либо хромированная сталь. С безупречной точностью хроматически настроенные отрезки звучащих элементов подвешиваются в стойке, имеющей высоту 2 метра. Звук извлекается довольно увесистыми молотками с резиновой прокладкой на ударной плоскости. Современные колокола снабжены демпфирующим устройством, приводимым в действие от педалей или ручного рычага. Диапазон оркестровых колоколов — 1... 1,5 октавы.

Несмотря на «классическое» название, оркестровые колокола являются инструментом достаточно специфическим, так как неизменно создают иллюзию чего-то игрушечного и ненастоящего. В большей мере они бы оправдали иное название — куранты. Колокола призваны появляться периодически, в тех фрагментах, где нужно создать особую праздничность, торжественность и величавость. Как правило, колокола звучат в громозвучных, кульминационных эпизодах с участием всего оркестра. Учитывая плотность звучания оркестровых tutti, нет ни необходимости, ни возможности воспринимать и передавать особенности тембральной окраски колоколов. Другими словами, устанавливать специальные микрофоны для них не требуется, достаточно общего приемника звука для всей ударной группы.

Ксилофон

Первые упоминания о ксилофоне (ит. silofono, фр., англ. xylophone, нем. Xylophon) относятся к 151г. Большую известность получил первый случай применения ксилофона в симфоническом оркестре. В 1874 г. французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда его исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть — страшный скелете черепом, глядящим пустыми глазницами, с заржавленной косой в руках. Любопытно, что около 1830 г. к усовершенствованию ксилофона приложил руку уроженец Могилевской губернии, знаменитый в свое время виртуоз-цимбалист Михаил Иосиф Гузиков (1806—1837), разъезжавший со своим новым ксилофоном по всей Европе.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz