Ксилофон состоит из сорока одного деревянного брусочка, уложенных на специальную подстилку, предназначенную для сохранения вибрации. Характерно, что ширина деревянного бруска не имеет значения, так как высота тука убывает, в основном, пропорционально квадрату увеличения его длины. Это значит, что с понижением высоты звука на октаву длина деревянного брусочка увеличивается в четыре раза, а с повышением звука она соответственно уменьшается или заменяется возрастающей толщиной брусочка. Кроме того, известное влияние на высоту звука оказывает плотность и упругость применяемой породы дерева, вследствие чего для ксилофона используется клен, орех, пихта и заморские: палисандр, аморанд, фернамбук, розовое гондурасское дерево. Звук из ксилофона извлекается с помощью двух деревянных палочек — «козьих ножек», свобод но отскакивающих от брусков, что позволяет исполнять тремоло, которое при желании может перейти в непрерывно льющийся звук.
Тембр обычного ксилофона отличается сухостью и резкостью, особенно в порхнем регистре. Специальные резонаторы, размещаемые под брусками, позволяют придать звуку некоторую теплоту. Интересно, что в Африке в качестве резонаторов для народных ксилофонов используются «калебасы» — оболочки высушенных тыкв.
Ксилофон обладает сухим, немного пустым и несколько «колючим» звуком, что проистекает от необычного расположения натуральных призвуков, далеко отстоящих друг от друга и не имеющих между собою гармонического соотношения.
С точки зрения акустики, описать колебания брусочков ксилофона крайне с ложно. Если в значительной степени упростить поставленную задачу, то можно считать, что в ксилофоне используются изгибные колебания твердых брусков. Отношения обертонов колеблющегося бруска ксилофона к основной частоте таковы: 2,76/5,4/8,9 и 13,3.
Технически ксилофон очень подвижен и может исполнить любые пассажи, однако из--за специфического звука, легко «прорезающего» даже самую плотную ткань оркестра, роль этого инструмента в значительной степени ограничена.