После определенной тренировки исполнитель может имитировать двойную трость и без ее фактического наличия в мундштуке. Для этого ему достаточно использовать вибрацию определенным образом сложенных губ. Такой способ звукоизвлечения получил название амбушюрныи. Амбушюр embouchure (от французского bouche) — состояние мышц лица, в первую очередь губ и языка, принимающих участие в звукообразовании при игре на духовых музыкальных инструментах. При этом губы исполнителя не просто участвуют в звукообразовании, но сами являются непосредственным возбудителем колебаний.
Для облегчения амбушюрного звукообразования требуются специальные мундштуки в виде чашечек или воронок. Форма трубки мундштука неодинакова у разных инструментов и оказывает существенное влияние на характере звучания. Глубокая чашечка и более пологий переход к устью способствуют образованию низких обертонов. Звук при этом становится полнее и мягче, что особенно заметно у баритона. Мелкая чашечка и крутой, резкий пepexoд к устью вызывают большее число высоких обертонов, благодаря чему звук приобретает более светлый и яркий характер. Наглядным примером такому тембру служит труба.
Настройка акустического резонансного усилителя на заданную частоту
Существует несколько вариантов настройки частоты колебаний воздушного столба в резонансном усилителе — трубке духового инструмента.
Первый и самый простой способ реализован во флейте Пана, которая представляет собой набор трубок разной длины, настроенных на определенную частоту.
Второй способ не менее древний. Длину колеблющегося воздушного столба можно укорачивать, открывая отверстия в корпусе на пути движения воздушной струи. При этом будет звучать только та ее часть, которая находится между губами и первым открытым отверстием. Если в народных дудочках и флейтах отверстия еще можно закрывать пальцами, то в современных классических инструментах большое количество отверстий разного (иногда достаточно большого) диаметра без механической системы рычагов и клапанов закрыть просто невозможно.