требуют при записи особого внимания. Времена атаки и спада компрессоров, характеристики реверберации, типы и точки установки микрофонов должны выбираться с особой тщательностью.
Не должно стать сюрпризом звучание валторны, обозначаемое в партитуре фразой «с сурдинами». Возможны два варианта исполнения данного указания: либо с помощью деревянной или картанной сурдины, вводимой в раструб (при этом высота звука не изменяется), либо за счет укорочения общей длины трубки в два раза (с повышением звука на полутон).
Если в партитуре имеется надпись Pavillon en lair, значит, в этот момент звук валторны станет особенно мощным, а музыкант изменит положение инструмента — раструбом вверх.
Туба
Считается, что первая туба (ит., франц., нем., англ. Tuba) появилась в Германии в 1835 г., когда по указанию Вильхэльма Випрэхта (1802—1872) ее построило известное в свое время музыкально-инструментальное заведение Йохана Готфрида Морица (1777—1840). Название инструмента незамысловатое: в переводе с латинского tuba — труба. Первый басовый инструмент медной группы имел очень резкий и тусклый тембр, а несовершенный в то время вентильный механизм сводил к минимуму техническую подвижность. Решив, что конструкция по сути неудачна, мастера предали модель забвенью, и лишь после доработки знаменитым мастером Адольфом Саксом туба стала удовлетворять высоким требованиям симфонического оркестра.
Туба состоит из длинной, свернутой U образно металлической трубы широкой мензуры, края которой заканчиваются с одной стороны раструбом, с другой — узким концом с воронкообразным мундштуком. В центре трубы имеются 3—4 вентиля.
Динамический диапазон тубы равномерен во всех ее регистрах и равен 42 дБ. Тембр ее звучания очень насыщенный, плотный, мягкий, легко управляемый.
Нижний регистр, начинающийся с 33 Гц, в различных нюансах звучит по-разному. На pianissimo он бархатный, шелестящий и самый насыщенный обертонами. На forte к густому тембру добавляется металлический блеск — туба начинает мелко дрожать по всей своей длине с резонансной частотой около 500 Гц. Средний регистр самый Удобный, звучный и подвижный. В нем наиболее четко прослушиваются все виды штриховой техники. Тембр близок к тромбоновому, но более густой и сильный. Звук верхнего регистра похож на валторновый. Этот регистр представляет собой большую сложность в исполнении,