С точки зрения конструкции, орган можно рассматривать как сложный организм. За ним нужен кропотливый и профессиональный уход. Инструмент живет в коллективе с мастерами настройщиками, знающими характер подопечного и тонкости своего ремесла. Как и человек, орган не может быть постоянно здоров, зачастую что-то ломается, выходит из строя. При изменении температуры, влажности и запыленности строй смещается. Говорят, что труба может изменить настройку даже от простого прикосновения человеческих рук.
Особо больших проблем запись органа не представляет. Во всяком случае, возникающие вопросы не сравнимы по масштабу с самим инструментом. При создании фонограммы нужно соблюдать баланс гармоничного сочетания прямого звука и реверберационной составляющей. При грамотном построении искусственной акустической модели звучание органа хорошо поддается обработке электронными процессорами реверберации. В крайне плохих помещениях можно вообще отказаться от естественного отклика помещения, установив микрофоны прямо над органом. При этом не следует забывать о необходимости сохранения внутреннего баланса между тонами внутри регистров и между различными регистрами внутри произведения.
В типовом случае точка установки стереопары микрофонов выбирается на достаточном удалении от инструмента и равноудаленной от крайних труб органа.
При наличии благоприятной акустической атмосферы, то есть относительно небольшого радиуса гулкости, можно применять более сложную систему установки микрофонов:
• стереопара для прямого звука устанавливается на значительной высоте, ближе к потолку, чуть ближе к органу, чем это диктуется требованиям™ оптимального баланса крайних и средних регистров;
• перекос уровней в сторону центра компенсируется парой микрофонов, расположенных по краям инструмента.
Мягкая атака прямого звука позволяет сложить сигналы далеко разнесенных микрофонов в единую стереопанораму без появления существенных фазовых искажений.