Тембр современного альта традиционно определяют эпитетами матовый глуховатый. Но его звук отнюдь не лишен своеобразной теплоты и обаяния. Этот инструмент незаменим там, где требуется передать образы несколько сумеречные, меланхолические, сдержанно суровые.
Альт — не очень подвижной инструмент. Виртуозные пассажи, бравурные эпизоды — не для него, зато удивительно хорошо передает он мечтательность, лирическое размышление, меланхолическое настроение, скорбь...
«Я задумал написать для оркестра ряд сцен, в которых альт соло звучал бы как более или менее активный персонаж, сохраняющий повсюду присущий ему характер; я хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд Гарольда Байрона...» Так писал Берлиоз в своих мемуарах, вспоминая о возникновении замысла программной симфонии «Гарольд в Италии».
Поскольку в блеске и разнообразии своих выразительных амплуа альт уступает скрипке, как уступает виолончели в сочности тембра, альты значительно реже, чем скрипки, выдвигаются в оркестре на первый план. Часто они лишь удваивают мелодии скрипок либо виолончелей, присоединяясь к ними придавая большую насыщенность их звучанию. Эпизоды, в которых альт выступает в качестве солирующего инструмента — совсем редкий случай.
С точки зрения звукозаписи, менее яркий звук недостаточно большого инструмента создает более широкую диаграмму направленности, что значительно расширяет зону оптимального размещения приемников звука. С другой стороны, в случае расположения микрофона прямо над инструментом область резонансов, лежащая в верхней части звукового диапазона, придаст звучанию альта пронзительный характер. На частотную коррекцию с благодарностью откликаются несколько формантных зон: в районе 200, 2400 и 4000 Гц.
Нисколько не умаляя талант «среднестатистических» альтистов, следует помнить об особенностях процесса их обучения. В начальной музыкальной школе такой специальности нет, поскольку инструмент требует от исполнителя соответствующей растяжки пальцев и физической силы. Значительно позже повзрослевшие ученики скрипичных классов разделяются на две группы: успешно сдавших экзамены скрипачей и... альтистов. Если на вашу запись пригласили талантливого альтиста с замечательным инструментом, постарайтесь сделать творческий процесс и его результаты достойными уникальности момента.