Предыдущая Следующая

Почему большой оркестр получил название симфонического?

Слово symphonia в переводе с греческого означает всего лишь «созвучие».

В древней Греции так называли приятное сочетание звуков. Позднее им стали обозначать то оркестр, то вступление к танцевальной сюите. В начале XVIII в. лот термин заменял нынешнее понятие увертюры. К концу того же столетия в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония (Гайдн, Моцарт и Бетховен вошли в историю музыки как «венские классики», так как большая часть их творчества связана с пим городом). Эта классическая симфония сложилась как цикл из четырех частей, которые воплотили в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии — быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме. Вторая часть — медленная, обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвященная мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие. Третья часть симфонии — менуэт, а позднее, у Бетховена, и скерцо. Это — игра, веселье, живые картинки народного быта, увлекательный хоровод... Финал — это итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предшествующих частях. Часто финал отличается жизнеутверждением, торжественным, победным или праздничным характером. При обшей схеме, симфонии разных композиторов очень сильно отличаются.

Главные жанры оркестровой музыки, называемой также симфонической, — циклическая (то есть состоящая из нескольких взаимно связанных между собой частей) симфония, одночастная симфоническая поэма и концертная (не имеющая отношения к опере) увертюра. К симфоническим произведениям примыкает жанр инструментального концерта, охватывающий произведения для солирующего инструмента и оркестра.

Для исполнения симфонических произведений требовался соответствующий коллектив исполнителей, играющих на множестве разнообразных инструментов. В составах первых оркестров преобладали струнные смычковые (семейства скрипок, виол) и щипковые (лютни, арфы) инструменты; клавесин или орган составляли основу так называемой группы «континуо» (клавишный инструмент, виолончели, контрабас, иногда фагот). Эпизодически появлялись духовые инструменты. К концу XVIII в. сложился состав коллектива, поручившего название малого симфонического оркестра. В малый состав входи 48—10 первых и 4—6 вторых скрипок, 2—4 альта, 3—4 виолончели, 2 контрабаса, духовые деревянные инструменты — по 2 флейты, гобоя, кларнета, фагота, 2 валторны, позднее были добавлены 2 трубы и литавры. Для подобного состава написаны поздние симфонии Гайдна и Моцарта, большинство симфоний Бетховена, некоторые симфонические произведения Глинки.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz