Последующее развитие симфонического оркестра в XIX в. долгое время шло по пути расширения его состава и увеличения числа исполнителей. В состав большого симфонического оркестра дополнительно вошли 2—3 тромбона и туба. Кроме того, в состав большого оркестра при необходимости стали включать инструменты, обладающие звучанием особого тембра — малая, альтовая и басовая флейты, английский рожок, гобой дамур, геккельфон, малый кларнет, бассетгорн, баскларнет, саксофон, контрафагот, арфа, челеста, фортепьяно, орган, различные ударные, народные инструменты. В XX в. развивалась противоположная — «экономичная» тенденция к применению скромных оркестровых составов. При этом в связи с дифференциацией партий однородных инструментов партитура зачастую оказывается не менее сложной.
Расположение исполнителей современного симфонического оркестра направлено к достижению слитной звучности. В 50—70е гг. прошлого века получила распространение «американская рассадка»: слева от дирижера помещаются первые и вторые скрипки, справа — альты и виолончели, в глубине J деревянные и медные духовые, контрабасы, слева — ударные.
Как сочетаются в симфоническом оркестре отдельные инструменты и группы?
Желая получить наиболее сильную, массивную звучность, композиторы соединяют все инструменты оркестра в слитном звучании: это называется tutti, что в переводе с итальянского и означает «все вместе». Однако слишком частое использование этого приема приводит к утомительному однообразию и громоздкости. Истинная выразительность и богатство красок достигаются"" умелым чередованием тутти с эпизодами более прозрачной звучности, протиJ вопоставлением различных групп и выделением инструментальных соло.
Иногда звучание разных групп противопоставляется внутри одной темы, одного и того же раздела произведения. В этих случаях получается эффект переклички групп. Мотив как бы передается «из рук в руки», переходя от одного инструмента к другому. Такие диалоги инструментов весьма распространены в симфонической литературе.