Группа деревянных духовых инструментов
Вторым по способности к большому разнообразию и богатству выражения следует признать объединение деревянных духовых инструментов. Обладая драгоценной способностью выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество. С другой стороны, технические и художественные средства деревянных духовых не столь богаты, разнообразны и гибки. Не все из них могут свободно изменять степень силы звука и часто оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней внизу или самом верху звукоряда. Кроме того, при относительной силе звука, размах степеней силы звука, заключенный между piano и forte, весьма невелик. Если все смычковые инструменты в какой-то мере наделены способностью играть «многоголосно», то ни один деревянный духовой инструмент не в состоянии извлечь более одного звука одновременно.
Примечательно, что каждый духовой инструмент в отдельности обладает весьма богатыми и разнообразными красками, которыми, казалось бы, можно пользоваться вполне непринужденно. Тем не менее, деревянные духовые оказываются не в силах удержать внимание слушателя на достаточно большой отрезок времени. Они довольно скоро «изживают» себя, быстро «высказываются» и, следовательно, начинают утомлять и повторяться. Там, где струнные только еще начинают разворачиваться, деревянные духовые успевают уже вполне исчерпать все варианты своей звучности. По этой причине звукорежиссеру, озабоченному восстановлением исходного баланса симфонического оркестра, следует быть чрезвычайно осторожным с долговременным «выпячиванием» деревянной группы.
В дополнение ко всему только что сказанному следует добавить, что если деревянные духовые инструменты способны воспроизвести относительно плавное crescendo и diminuendo, то они лишены возможности давать сразу резкий, сильно ударяемый звук с оттенком fortissimo или sforzando. По сравнению со струнными, нарастание их звучности несколько запаздывает, и, как правило, не успевает за развитием событий. Слишком вялую атаку «дерева» иногда удается оттенить узорами струнных либо валторнами и трубами (если в партитуре имеются соответствующие штрихи этих инструментов). Знающий свое дело и проблемы деревянной группы звукорежиссер не станет усугублять проблему. Крайне нежелательным по отношению «к дереву» становится применение «длинной», плотной и тусклой реверберации с малой долей ранних отражений. Так же внимательно следует подходить к настройке компрессоров-экспандеров, «обслуживающих» деревянную группу.