Деревянных в симфоническом оркестре бывает по два или три основных: кларнеты, флейты, гобои, саксофоны, фаготы и сарюзофоны; и еще по одному дополнительному, к которым можно причислить флейтупикколо, английский рожок, баскларнет и контрафагот.
Группа медных духовых инструментов
Третьим объединением современного симфонического оркестра, способным, в сравнении с двумя предыдущими, к ничуть не меньшему разнообразию и богатству красок, следует признать медные духовые инструменты.
В современном симфоническом оркестре группу медных духовых инструментов составляют четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. В духовые оркестры включены еще саксгорны, корнеты, баритон.
Если все медные инструменты играют одновременно, звучность получается очень мощная, величественная, блестящая. Композиторы используют эту звучность в операх, когда нужно показать празднество, выход торжественной процессии, парад войск; в симфонических произведениях — в эпизодах наивысшего напряжения (кульминациях), в концовках (кодах). Но медные духовые инструменты, наряду с другими группами и чаще, чем смычковые и деревянные, помимо первых ролей, исполняют и второстепенные, вспомогательные. Они аккомпанируют, заполняют аккорды оркестра, создают превосходный фон своими тянущимися, выдержанными звуками.
Медные духовые располагают силой, оставляющей далеко позади себя и деревянные духовые, и струнные инструменты, даже вместе взятые. К тому же, в противоположность деревянным духовым инструментам, все представители медных наделены способностью воспроизводить сразу резкий, остро ударяемый звук с любым оттенком силы от piano до громоподобного fortissimo иключительно. При piano у «меди» сочное forte у «дерева» в какой-то мере удерживает соотношение сил, но оно обычно мгновенно нарушается, как только «медь» переходит за границы этого определения.
С точки зрения музыкальной акустики и звукорежиссуры громкость медных духовых инструментов при fortissimo усугубляется переводом всей недюжинной мощности в высокочастотный регистр, безусловно «прорезающий» шуковую ткань оркестра. Чтобы уравновесить «медь», микрофоны, ее озвучивающие, желательно располагать несколько выше основной плоскости излучения медной группы. Все остальные приемники звука, способные отчетливо воспринимать звучание «меди», следует, по возможности, размещать так, чтобы степень проникновения нежелательных звуков была сведена к минимуму.