Наконец, к третьему виду инструментов можно отнести деревянные и медные духовые инструменты. Их конструкции рассчитываются в соответствии с темперированным строем; то есть расстояния между отверстиями выбираются такими, чтобы они образовывали чистые полутоны. Выполнить поставленную задачу с безупречной точностью в процессе массового производства удается далеко не всегда. Возможные шероховатости в звучании отдельных ступеней должны устраняться исполнителями, знающими особенности звучания своего инструмента.
В данном контексте уместно вновь обратиться к работе Н. А. Гарбузова «Зонная природа звуковысотного слуха», где говорится о зонном характере не только слуха, но и звучания живых голосов и всех без исключения смычковых, деревянных и медных духовых инструментов. При извлечении звука при помощи любого музыкального инструмента из состава перечисленных групп существует зона, в пределах которой высота звучания может отклоняться в ту или иную сторону. Эти отклонения в каждом случае индивидуальны и, в какой-то степени, управляемы, что обеспечивает бесчисленное множество интонационных вариантов исполнения музыкального произведения. Эти различия воспринимаются на слух как некое качество, присущее данному исполнителю, ансамблю или оркестру.
Сравнение музыкальных строев
Какая разница между музыкальными строями? Наглядный ответ представлен в табл. 5.2.
Последовательные и одновременные сочетания звуков
Одновременное или последовательное сочетание двух музыкальных звуков
называется интервалом.
В музыке интервалы принято обозначать следующим образом.
Прима (обозначается цифрой I) — сочетание двух звуков одинаковой высоты. Например, ДО-ДО, ЛЯ-ЛЯ. Звучит наиболее слитно, поскольку совпадают все гармоники звуков интервала.
Секунда (2) — сочетание данной ступени и соседней с ней. Например, РЕ-МИ, СИ-ДО.
Терция (3) — сочетание данной ступени со ступенью, лежащей через одну. Например, ДО-МИ, ФА-ЛЯ.