Чем же терем этот мил?
Чем меня он так пленил?
Он не пышный, он не новый,
Он бревенчатый — дубовый!
Ах, в том тереме простом
Есть с раскрашенным окном
Разубранная светлица!
В ней живет душадевица.
А. В. Кольцов. «Терем», 1829г.,
В каждой студии, в любой комнате «живет своя душа», имеющая... конкретные физические очертания. Заинтригованы? Речь идет о неких объемных габаритах, в пределах которых «чистого» (прямого) звука больше, нежели отраженного от стен. Естественно, что «размеры души», кроме акустического характера помещения, зависят от характеристик источника и приемника звука.
Понятие акустического отношения
В предыдущих главах были рассмотрены в отдельности прямой звук и реверберация. Какими свойствами обладает их сумма в стационарном состоянии?
Характер реальных источников звука, как правило, далек от импульсного Звук в помещении излучается непрерывно. Все составляющие его спектр вызывают реверберационные отклики, которые затухают в соответствии рассмотренными нами ранее законами. Но, поскольку прямой звук имеет не прерывный характер, реверберация также обладает определенной непрерывной энергией. Эту энергию невозможно применить к какой-то конкретно звуковой волне. Можно говорить лишь об общей энергии реверберации. По этой причине, для того чтобы сравнивать прямой и отраженные звуки, нужно привести их энергии к общему знаменателю — к плотности энергии w:
где: W — собственно звуковая энергия;
V — объем помещения.
Отношение плотностей энергий отраженного и прямого звука получила название акустическое отношение, сокращенно АО, в технической литературе обозначается буквой R. По определению, АО можно рассчитать по формуле:
где: R — акустическое отношение, выражается в простых единицах;
— плотности энергии реверберационного и прямого звука.
Абстрагируясь от физического смысла отношения плотностей (формула 9.1), АО можно рассчитать иначе — через отношение энергий: