Поскольку энергия сигнала W зависит от его интенсивности I, которая, в спою очередь, пропорциональна квадрату звукового давления р2, то формула (9.2) для R приобретет удобный для анализа вид:
Практическое применение АО
В реальных помещениях АО для самых удаленных точек прослушивания может составлять 10... 15 единиц. В случаях, когда значение АО превышает 4 единицы, восприятие речи затруднено. Для изображения полноценной стереофонической фонограммы диапазон АО, отображающий глубину, может находиться в пределах 0,5...5 единиц. При записи музыкальных фонограмм АО редко выходит за границы 6...8 единиц, за исключением органных произведений, для которых АО не может быть меньше 10... 12.
Введение понятия ОРНГ
Проведем следующий эксперимент. В помещении расположим источник сигнала. Желательно, чтобы диаграмма направленности его излучения не была слишком острой. Звуковое давление будем измерять с помощью микрофона, имеющего определенную (лучше кардиоидную) диаграмму направленности. Сигнал микрофона усиливается и подается для контроля на головные телефоны. Задача состоит в том, чтобы определить на слух, какому числу равно отношение звуковых давлений реверберационного и прямого звука.
Процесс передвижения микрофона относительно источника сигнала покажет, что вблизи источника прямого звука больше, чем реверберационного, вдали, наоборот, — меньше. Практический интерес представляет зона перехода от АО меньше единицы к АО больше единицы. Оказывается, что с достаточно высокой точностью (плюс-минус 20...30 см) удается локализовать зону, которой начинает прослушиваться реверберационная составляющая. Нельзя утверждать, что АО в данной области равно именно единице. Но абсолютно очевидно, что в точке начала проявления реверберации АО равняется не которому строго фиксированному значению (может быть 0,9), которое можно обозначить АО, При одинаковых субъективных впечатлениях оно будет равно одной и той же константе для любых студий, источников звука и микрофонов.