По теории, абсолютный (то есть для шаровых характеристик направленности источника звука и микрофона) радиус гулкости зависит только от объема помещения и времени реверберации в нем. На рис. 9.изображена диаграмма, по которой можно приблизительно вычислить искомый радиус, зная два определяющих значения. Если неизвестно время реверберации, в расчете его можно заменить эквивалентной поглощающей поверхностью, изображенной на оси координат.
Необходимо отметить очень важный момент — в предыдущих абзацах речь шла об отношениях плотностей, интенсивностей и давлений. Сама же интенсивность реверберационного сигнала в любой точке идеальной студии имеет одинаковое среднее значение. Поэтому описываемое отношение плотностей энергий (формула 9.2) увеличивается по мере удаления от источника, поскольку прямой сигнал затухает на определенное число децибел с каждым удвоением расстояния. Степень затухания зависит от типов и характеристик звуковых волн.
У реальных источников и приемников сигнала диаграмма направленности отличается от сферической. В большинстве случаев она имеет форму, близкую к кардиоидной, как показано на рис. 9.2.
Поэтому на практике удобно ввести некое новое понятие — «Относительный Радиус Начала Гулкости» — ОРНГ, учитывающее реальные диаграммы направленности инструмента и микрофона. Относительным радиусом начала гулкости можно назвать расстояние, на котором реальное (для данного микрофона и источника) акустическое отношение равно АО1. Очевидно, что:
Физический смысл КПДдн следующий — при расчете ОРНГ необходимо учесть, что:
• не все звуковые лучи прямого звука попадают в зону приема микрофона;
• звукорежиссура и запись фонограмм
• микрофон в некоторой части диаграммы направленности не может принимать прямые лучи источника по причине их отсутствия в данной области пространства.
Анализ формулы (9.5) показывает, что относительный радиус начала гулкости можно регулировать следующими методами.