Предыдущая Следующая

Подберите фонограмму с записью одного-трех инструментов, записанных с минимальным акустическим отношением, и подайте ее на колонку. Подойдите к ней вплотную и развернитесь так, чтобы колонка находилась на 30° правее относительно вашей оси (рис. 9.4).

Медленно отходите по линии, обозначенной стрелками, не поворачивая при этом головы. На слух определите точку, в которой начинает прослушиваться отзвук от стен. Расстояние между колонкой и этой точкой соответствует относительному радиусу начала гулкости, при котором акустическое отношение равно

константе АО,. При прослушивании стереофонических фонограмм превышать найденное расстояние нецелесообразно, так как в этом случае звук получит излишнюю диффузную окраску Появление реверберационного отклика комнаты прослушивания увеличит АО всех фронтов фонограммы. Звуки станут восприниматься на слух более удаленными, а последние фронты могут вообще слиться в одну общую зону. Свою долю в ухудшение качества прослушивания внесет и то обстоятельство, что акустика зала, которую изобразил в фонограмме звукорежиссер, не совпадет по характеристикам с акустикой помещения прослушивания и возникнет неприятный эффект «смежной» комнаты.

Зависимость ОРНГ от частоты

Внимательный читатель, наверное, заметил, что значение относительного радиуса начала гулкости зависит от частоты. Действительно, все теоретические! построения, описанные выше, справедливы для средних частот. С уменьшением частоты ОРНГ уменьшается, с увеличением — увеличивается. Эта зависимость вызвана тем, что параметры, влияющие на значение ОРНГ, имеют определенную зависимость от частоты. Так, собственно радиус гулкости Н определяется объемом и временем реверберации помещения. Время реверберации, в свою очередь, определяется коэффициентами отражения и поглощенния конструкционных материалов, которые обуславливают увеличение реверберации на НЧ по сравнению с ВЧ. Во-вторых, мы условились, что радиус начала гулкости будет определяться относительно диаграмм направленности источника и приемника звука. Анализ такого рода диаграмм (рис. 9.3, а И рис. 9.3, б) показывает, что источник на низких частотах создает больше диффузного звука, чем на высоких. Аналогичная ситуация с приемником — микрофоном или слухом. На НЧ приемник интегрирует звуковое давление в большем объеме пространства, чем на ВЧ.


Предыдущая Следующая
Сайт создан в системе uCoz