Исходя из этих рассуждений можно сделать еще три частных вывода.
1. Если сравнивать два инструмента с одинаковыми диаграммами направленности, но с разными тембрами — в звучании одного из них низких чается намного больше, чем у другого, — то и относительный радиус гулкости у нега будет значительно меньше, чем у более высокочастотного инструмента.
2. Для звучания некоторых инструментов характерна некоторая динамическая нелинейность АЧХ. Так, например, у духовых инструментов на фортиссимо появляется очень много высокочастотных гармоник, которые не создают большого реверберационного хвоста, чем увеличивают ОРНГ, переводя духовые из традиционно удаленного стерео-фронта в ряд солирующих инструментов.
3. Радиус реверберации импульсных источников звука, достаточно часта встречающихся на практике, значительно больше, чем у источников со стационарным звучанием.
— Гарно зроблено — ввернул я по-украински.
— Атож!
Качество звуковоспроизведения проявляется в комплексе ощущений, которые характерны для данного вида записи. Степень качества можно определить лишь относительно, в сравнении с другими фонограммами. В основу сравнительного анализа можно положить так называемую ESP-модель — Emotional response, Sensation, Physical characteristics — эмоциональная реакция, ощущение, физическая характеристика. Суть этой модели состоит в анализе характерных впечатлений и синтезе на их основе результирующего звукового образа. Трудно себе представить, что когда-нибудь появится объективная технология, которая позволит оценить качество фонограмм с использованием приборов или иных технических измерений. На сегодняшний день единственной возможностью оценить качество звуковоспроизведения является субъективная экспертиза.
Существует несколько видов субъективных экспертиз. В первом случае специально отобранные эксперты описывают ощущения, возникающие у них при восприятии фонограммы. При описании разрешается применять любые термины или эпитеты с последующим уточнением их значения в личной беседе. Возможен и иной вариант, когда список эпитетов ограничен небольшой таблицей. Иногда такая таблица составляется из специально подобранных пар антонимов. В другом случае экспертам предлагается сравнить две фонограммы и оценить разницу.