• для распределенных систем озвучивания не всегда желательно допускать локализацию точек реального расположения динамиков. Поскольку в большинстве случаев часть динамиков в таких системах располагается сверху, следует быть крайне осторожным с подчеркиванием частоте районе 8 кГц;
• для того чтобы система озвучивания зала в какой-то степени ориентировала слушателя на источник первичного звука (например, сцену), нужно замаскировать полосу пеленгации сверху, то есть подчеркнуть высокие частоты вблизи 8 кГц в динамиках, расположенных у источника звука.
Эксперименты показывают, что локализация звуковых объектов обеспечивается не только аналитической работой центральной нервной системы, отдельные мышцы тела также принимают активное участие в пространственной ориентации. Когда мы рассматриваем какой-либо объект, мы не осознаем, что наши глаза находятся в непрерывном движении. Аналогичный процесс происходит и со слухом — поворачивая голову влево-вправо, мы «прослушиваем» источник, отмечаем произошедшие изменения и анализируем полученную информацию. Буквально несколько градусов свободы движения предоставляют системе анализа массу дополнительной информации, значительно улучшающей локализацию.
Монофонические фонограммы
Звукозапись родилась и долгое время развивалась в простейшем одноканальном варианте, который впоследствии был назван монофоническим (от греческих monos… — один и phone — звук).
Широко распространено мнение о том, что монофоническая запись принципиально не может нести информацию об объемном звуке. Это не так. Профессионально выполненная одноканальная фонограмма способна создавать впечатление наличия нескольких разнесенных в пространстве источников звука. Кажущийся объем будет задаваться единственным параметром — глубиной расположения объектов за акустической колонкой. Многочисленные эксперименты показали, что при прослушивании монофонической фонограммы любой человек, не напрягаясь, может локализовать 3...4 раздельных фронта. Первый — в точке установки колонки, если звук сухой, без реверберации, громкий, с мощной ВЧ составляющей. Последующие—двумятремя равными шагами за колонкой. При этом звук с каждым фронтом будет становиться тише, глуше, относительный уровень реверберационной составляющей станет больше. Если все три параметра сбалансированы правильно, то на аппаратуре высокого класса в хорошей акустической обстановке слушатель уверенно различит 4 раздельных фронта (рис. 11.3).